Аспирантура
2023/2024





Психология образования
Статус:
Курс по выбору
Направление:
00.00.00. Аспирантура
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 семестр
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Обухов Алексей Сергеевич
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Курс направлен на формирование общих представлений о педагогической психологии, психологии обучения, познания и развития у студентов, обучающихся по не-психологическим направлениям подготовки. Идея курса в том, чтобы показать наиболее сильные положения психологической мысли, а также социологии, антропологии и нейробиологии, касающиеся человека, включенного в процессы социализации, формального и неформального обучения.
Цель освоения дисциплины
- Познакомить студентов с наиболее сильными положениями педагогической психологии, психологии обучения и оброзовании, а также социологии, антропологии и нейробиологии, касающиеся человека, включенного в процессы социализации, формального и неформального обучения.
Планируемые результаты обучения
- Демонстрирует способность обсуждать результаты собственных исследований в соотношении с классическими теориями в области психологии образования и соотносит свои данные с современными исследованиями в смежных областях
- Демонстрирует способность разрабатывать программы исследований по проблемам образования с учетом возрастных, социально-психологических, социокультурных и социально-экономических аспектов.
- Проявляет умения выделять проблему, оценивать и выбирать на основании основных подходов к проектированию обучения эффективные образовательные технологии. В соответствии с основными моделями проектирования способен предлагать определенные эффективные решения, обеспечивающие личностное и профессиональное развития обучающегося.
- Способен давать критическую оценку исследованиям в области образования – насколько в них учтены значимые психологические и социальные факторы
Содержание учебной дисциплины
- От педагогической психологии к психологии образования: развитие психологии и трансформация образования
- От «Дидактики» к «Learning to Learn». От познания к метапознанию: психологизация образования
- Возрастная психология образования: от спонтанной активности к целенаправленной деятельности
- Социальная психология образования: социальная ситуация развития и полисубъектность образовательных общностей
- Дифференциальная психология образования: специальное обучение – инклюзия – персонализация обучения
Элементы контроля
- Текущие заданияОценивается работа на занятиях по представлению и обсуждению самостоятельных работ или по их письменному тексту. На оценку влияет: своевременное представление письменного текста, раскрывающего содержание вопроса; аргументированность собственной позиции и размышлений, использование специальной литературы по проблеме, активность на занятиях. Преподаватели оценивают работу магистрантов на семинарских занятиях: качество представления содержания работы, демонстрация способности видеть связи между основными понятиями, задавание вопросов, ответы на вопросы преподавателя и других магистрантов, участие в дискуссиях и в групповой работе. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка: 1 балла за пару - максимальное число 14 баллов, при активном участии на всех встречах (задаются вопросы на лекциях в режиме "перевернутого класса" и проявляется активное участие на семинарских занятиях) округляемых до 20 баллов – Оаудиторная. Преподаватели оценивают самостоятельную работу магистранта: оценивается правильность выполнения заданий на самостоятельную работ и их своевременная сдача, полнота выполнения, ответы на вопросы аудитории при докладах. Оценки за самостоятельную работу преподаватели выставляют в курсе в Smart LMS. За курс необходимо выполнить 3 задания (на выбор из общего числа заданий в курсе). Максимальное число - 30 баллов – Осам. работа. Магистрант имеет возможности пересдать низкие результаты за текущий контроль, доработав или достав самостоятельные работы, в том числе дополнительно выполнив более 3-х работ (при желании). Возможность доработки предусмотрена только если работа сдана в срок. Сроки пересдачи – не более 1 недели после проставления оценки и предъявления замечаний. В случае если магистрант пропустил срок сдачи отчетности по текущему контролю или самостоятельной работе по уважительной причине (предусмотренной в общих регламентах НИУ ВШЭ) допускает сдача форм контроля не позднее чем через две недели с момента окончания обоснованной причины, если другие сроки не установлены руководством образовательной программы. В оценку экзамена входит: - аналитический текст по своей проблеме исследования (20 баллов); - качество рецензии на текст другого аспиранта (10 баллов); - доклад с презентацией и ответы на вопросы (15 баллов); - участие в дискуссии по представлению обзоров по проблеме (5 баллов). Условия пересдач На пересдаче магистрант не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за ведение дисциплины. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу. k2·Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная Вторая пересдача проводится в присутствии комиссии, включающей не менее двух преподавателей, при выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу k2·Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная В исключительных случаях комиссия может принять решение об отказе от учета накопленной оценки. В данном случае комиссией используются следующие критерии оценки ответа магистранта: полнота ответа на вопрос, самостоятельность при ответе на вопрос, точность в ответе на поставленные вопросы. Итоговая оценка Слагаемые итоговой оценки за дисциплины Результирующая оценка Выполненные задания 30 Активность на занятиях 20 Экзаменационное задание и участие в обсуждении заданий на группе 50 Формула итоговой оценки ИТОГ = Оэкзамен + О активность на занятиях + О задания к занятиям) / 10. Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).
- Итоговое заданиеЭкзамен по курсу проходит в формате представления аналитического обзора психологических аспектов собственного исследования в области образования в рамках магистерской работы. Требования к обзору: - предмет психологического анализа сопряжен с собственной темой исследования в рамках темы магистерской диссертации в соотнесении с контентом программы курса; - в анализе дан краткий исторический экскурс развития представлений по анализируемой проблеме за последние 100-150 лет; - в анализе сделан акцент на исследованиях за последние 10-15 лет с обзором публикаций по проблеме в ведущих российских (не менее 5) и англоязычных изданиях (не менее 5). Обзор может быть выстроен в историческом и/или в сравнительном аспекте. Ссылки при цитировании и библиография должна быть оформлена по требованиям одного из действующих библиографических ГОСТов. Текст представляется за неделю до экзамена одному из участников учебной группы. На тексты магистранты друг другу дают краткую рецензию, в который дается отношение к тексту итоговой работы и ставится не менее трех проблемных вопросов по существу обсуждаемой проблемы. Формат представления: структурированный доклад с презентацией на 5 минут по анализируемой проблеме, в котором затрагиваются и поясняются ключевые понятия; история рассмотрения проблемы в психологии образования; различия имеющихся в науке подходов к проблеме; возможности применение содержания анализа при обсуждении и интерпретации собственного исследования в области образования. Критерии оценивания итогового задания - до 50 баллов Критерии оценки текста (до 20 баллов): - соблюдение требований к обзору (до 5 б.); - корректное использование терминологии (до 5 б.); - опора на конкретные цитаты из первоисточников (до 5 б.); - наличие сопоставительного критического анализа и обобщений (до 5 б.). Критерии оценки рецензии (до 10 баллов): - развернутость и конкретность (до 5 б.); - аргументированность и обоснованность (до 5 б.). Критерии оценки представления анализируемой проблемы (до 15 баллов): - смысловая логика изложения (до 5 б.); - наглядность и четкость изложения (до 5 б.); - обоснованность ответов на вопросы (до 5 б.). Критерии оценки участия в дискуссии на представлении аналитических обзоров (до 5 баллов): - наличие смысловых вопросов к другим выступающим (до 3 б.); - наличие обоснованных суждений по поводу выступлений (до 2 б.).
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 2nd semester0.5 * Итоговое задание + 0.25 * Текущие задания + 0.25 * Текущие задания
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Developmental psychology, Upton, P., 2012
- Educational psychology, Vygotsky, L.S., 1997
- Human autonomy in cross-cultural context : perspectives on the psychology of agency, freedom, and well-being, , 2011
- Personality psychology : domains of knowledge about human nature, Larsen, R. J., 2010
- Teaching communication : theory, research, and methods, , 2009
- Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия : Учеб. пособие для вузов, , 2008
- Возрастная психология : феноменология развития: учебник для вузов, Мухина, В. С., 2009
- Дифференциальная психология : учеб. пособие для вузов, Нартова-Бочавер, С. К., 2008
- Когнитивная психология: история и современность : хрестоматия, , 2011
- Когнитивные стили : о природе индивид. ума: учеб. пособие для вузов, Холодная, М. А., 2004
- Мышление и речь, Выготский, Л.С., 1999
- Педагогическая психология, Выготский, Л. С., 2010
- Психическое развитие в детских возрастах : избр. психол. труды, Эльконин, Д. Б., 2001
- Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для бакалавров, Айгумова, З. И., 2014
- Психология развития : молодость, зрелость, старость: учеб. пособие для вузов, Хухлаева, О. В., 2005
- Психология развития : учеб. пособие для вузов, Эльконин, Б. Д., 2005
- Психология развития : учебник для вузов, Марцинковская, Т. Д., 2001
- Психология развития человека : развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов, Слободчиков, В. И., 2000
- Психология развития человека : учеб. пособие для вузов, Сапогова, Е. Е., 2005
- Психология развития человека, Выготский Л.С., 2006
- Психология развития человека, Выготский, Л. С., 2003
- Психология развития человека, Выготский, Л. С., 2005
- Психология развития человека. Ч.1: ., Кудрявцев, В. Т., 1999
- Психология развития, Крайг, Г., 2006
- Психология творческих способностей : учеб. пособие для вузов, Богоявленская, Д. Б., 2002
- Психолого - педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для академического бакалавриата, , 2018
- Социальная педагогическая психология : учеб. пособие для вузов, Реан, А. А., 2000
Рекомендуемая дополнительная литература
- An introduction to developmental psychology, , 2017
- Developmental psychology : childhood and adolescence, Shaffer, D. R., 1996
- Educational psychology : developing learners, Ormrod, J.E., 2003
- Personality, individual differences and intelligence, Maltby, J., 2017
- Введение в профессию: психолог образования : учебник и практикум для академического бакалавриата, Обухов, А. С., 2019
- Педагогическая психология : учебник для вузов, Зимняя, И. А., 2003
- Педагогическая психология, Талызина, Н.Ф., 2006
- Принятие решений в неопределенности : правила и предубеждения, , 2014