• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2023/2024

Теории и методы

Статус: Курс по выбору
Направление: 00.00.00. Аспирантура
Кто читает: Школа дизайна
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре имеет своей целью формирование у аспирантов ясно представления о существующей ситуации в мире искусства, взятом в его развитии и в различных проявлениях с тем, чтобы выявить общие закономерности логики его эволюции.В рамках этого нового трансдисциплинарного направления аспиранты познакомятся с различными методологическими подходами, от классических до системно-кибернетических, с современными концептами и понятиями, будут работать с самым разнообразным визуальным материалом и разными контекстами его бытования с тем, чтобы усвоить общую логику художественного процесса. Аспиранты получат возможность включиться в живой художественный дискурс, в диалог с современными художниками, кураторами, дизайнерами и т.д. Целью изучения дисциплины «Теории и методы» является обучение аспирантов применению междисциплинарного подхода к изучению методологических основ искусствоведения как науки. Современное искусствоведение находится на границе многих гуманитарных знаний, и эти точки пересечения порождают интегративный тезаурус современных гуманитарных наук и новые теоретические подходы к изучению искусства. Основные планируемые результаты: по итогам прохождения курса аспиранты получат четкое представление о современных методологиях исследования в области искусства и культуры и научатся применять их в своей исследовательской деятельности.Одной из задач курса является развитие у учащихся большей свободы мышления и способности аргументировать свои мысли, понимать стратегии современных художественных и дизайнерских практик. Данная программа является необходимой для научного деятеля, профессионала, работающего с современной визуальной культурой. Курс был разработан для того, чтобы аспирант овладел необходимыми навыками, позволяющими ему ответить на многочисленные общие и частные вопросы, которые возникают перед теоретиком и экспертом искусства, проводящим анализ культурной значимости произведений искусства и их «места» в современных дискурсивных полях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • -Формирование представления о закономерностях развития художественного процесса в России и за рубежом в контексте как существующих так и новых теоретических подходов к изучению искусства.
  • -Формирование представления о современных теоретических и инструментально-методических подходах к искусству.
  • -Знакомство с широкими котнтекстами дискурсивных полей современных гуманитарных наук, к которым аппелирует современный методологический искусствоведческий аппарат.
  • -Развитие навыков анализа стратегий современных художественных и дизайнерских практик в сфере креативных индустрий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание содержания классических и современных категорий и концепций искусствоведческой науки.
  • Освоение научной методологии искусствоведения.
  • Получение опыта выявления методологические универсалий и структурных элементов в разнообразных практиках современного искусства.
  • Получение опыта ориентирования в проблемном дискурсе современного искусства.
  • Получение опыта работы в исследовательской группе, организовать и вести профессиональную коммуникацию.
  • Получение представления о теоретических установках Cultural Studies, исследовательских подходах и аналитических техниках в рамках Cultural Studies, концептуальных установках Media Studies, а также о дискурс-анализе и современных подходах к исследованию различных типов медиа.
  • Умение использовать академическую искусствоведческую лексику для описания и анализа произведений искусства.
  • Умение применять в исследовательской работе теоретические знания об различных направлениях искусства конца 19-нач. 21 вв., знать основные искусствоведческие понятия, разработанные практиками и теоретиками современного искусства.
  • Умение свободно использовать концептуально-понятийный аппарат и терминологию искусствоведческого дискурса.
  • Умение ставить исследовательские вопросы в области современного искусства (отечественного и зарубежного) и смежных дисциплинарных областях, и с этой целью - получение представления о моде как феномене современной культуры, теории моды и моделей взаимодействия "модного" и искусствоведческого дискурсов.
  • Умение ставить исследовательские вопросы в области современного искусства (отечественного и зарубежного) и смежных дисциплинарных областях, и с этой целью - получение представления о процессе производства культурных смыслов (на примере советской культуры).
  • Умение ставить исследовательские вопросы в области современного искусства (отечественного и зарубежного) и смежных дисциплинарных областях, с этой целью - получение основных подходов к изучению тела и телесности.
  • Умение ставить исследовательские вопросы в области современного искусства (отечественного и зарубежного) и смежных дисциплинарных областях.
  • Формирование представления о культурной истории видения.
  • Формирование ясного представления об истории становления и развития искусствоведения как науки (в парадигме системного подхода в понимании связей двух сфер деятельности восприятия человека: обыденного восприятия предметного мира и изобразительной творческой деятельности).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Искусствоведение и смежные науки
  • Методы современного искусствоведения
  • Язык описания в искусствоведении и смежных сферах
  • Современное искусство и Cultural Studies
  • Культурная история видения
  • Актуальные теории современного искусства и их критика
  • Актуальные проблемы теории искусства
  • Тело и телесность в современном искусстве в контексте методологии гуманитарных наук
  • Производство смыслов в культуре (на примере советской культуры)
  • Современные практики искусства и моды: опыт теоретического осмысления
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
    Активность на занятиях.
  • неблокирующий Результирующая оценка
    Аттестация. Отчет по активности по окончанию курса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 1st semester
    Итоговый контроль в рамках курса проходит в следующих формах: - экзамен. Форма - устный ответ на 2 вопроса билета. 1 вопрос - из списка вопросов по материалам курса, второй - по методологии исследования аспиранта. Пример вопросов: Вопросы по элементам курса И.М. Сахно: Visual Studies: практики анализа визуальной культуры (экзамен «Теории и методы») 1. Формирование междисциплинарной школы исследований искусства и культуры - Visual Studies. Дискуссии вокруг предмета исследования. 2. Аби Варбург как создатель иконологического метода исследования: формулы пафоса, или «pathosformel». 3. Иконология / символ: новый подход А.Варбурга к интерпретации фресок Скифанойи. 4. Атлас «Мнемозина»: поэтика видения и визуальная инверсия 5. Иконология Эрвина Панофского. Иконологический анализ и уровни интерпретации. 6. Э. Панофский о «скрытом символизме» в произведениях искусства. 7. Карло Гинзбург. «Уликовая парадигма и ее корни». 8. «Взгляд эпохи» М. Баксандалла как когнитивный стиль эпохи Кватроченто. 9. Дискриптивный метод С. Алперс в изучении голландского искусства XY11 века. 10. Алперс С. Картографический импульс в голландском искусстве XY11 века. Литература к разделу: 1. Панофский, Э. Этюды по иконологии. Гуманистические темы в искусстве Возрождения / Э. Панофский. – СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2009. 2. Панофский, Э. История искусства как гуманитарная дисциплина / Э. Панофский; пер. с англ. В.В. Симонова // Смысл и толкование изобразительного искусства : ст. по истории искусства. – СПб. : Акад. проект, 1999. 3. Гомбрих, Э. О задачах и границах иконологии / Э. Гомбрих // Советское искусствознание. Искусство ХХ века. – М.: Советский художник, 1989. – Вып. 25. – С. 275–305. 4. Гомбрих. Э. Icones Symbolicae: философия символизма и ее влияние на живопись // Гомбрих, Эрнст. Символические образы. Очерки по искусству возрождения. 225-338 5. Варбург, А. «Завтрак на траве» Моне: формообразующая роль низших античных божеств в эволюции современного чувства природы // Мир образов. Образы мира. Антология исследований визуальной культуры. Редактор- составитель Н.Мазур. СПБ-М., Новое издательство, 2018. С.23-29 6. Эмблематика и эмблематичность в западноевропейской и русской культуре. Коллективная монография под редакцией А.Махова. М.: Intrada, 2016 7. Белый, А. Эмблематика смысла [Текст] // А. Белый, Символизм как миропонимание. Сост., вступ. ст. и прим. Л. А. Сугай. - М.: Республика, 1994. - 528 с. 8. Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство [Текст]. – 2-е изд., испр. — М., 1995. – 320 с. 9. Тодоров, Ц. Теория символа. Переводчик: Борис Нарумов. М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1998.-. 408 с. 10. Юнг, К. и др. Человек и его символы. / Под общей редакцией С.Н. Сиренко. – М.: Профит Стайл «Серебряные нити», 2019- 448 с. 11. Кандинский. Василий. О сценической композиции. Режим доступа http://www.kandinsky-art.ru/library/isbrannie-trudy-po-teorii-iskusstva47.html 12. Петров, Максим. Симультанность в искусстве. Культурные смыслы и парадоксы. М.: Текст, 2010. Режим доступа: https://iknigi.net/avtor-maksim- petrov/120090-simultannost-v-iskusstve-kulturnye-smysly-i-paradoksy-maksim- petrov/read/page-1.html
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Aneas, M. A., & Sandín, M. P. (2012). Intercultural and Cross-Cultural Communication Research: Some Reflections about Culture and Qualitative Methods. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F35BECF0
  • Clark, H., & Paulicelli, E. (2009). The Fabric of Cultures : Fashion, Identity, and Globalization. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=279205
  • Crowther, P. (1993). Critical Aesthetics and Postmodernism. Oxford: Clarendon Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=273459
  • Davies, M. M., & Mosdell, N. (2006). Practical Research Methods for Media and Cultural Studies : Making People Count. Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=165174
  • Fernando Resende. (2017). Internationalizing Media and Cultural Studies: Travelling Knowledge and Translocalities. Westminster Papers in Communication and Culture, (1), 23. https://doi.org/10.16997/wpcc.246
  • Kilbourn, R. J. A. (2010). Cinema, Memory, Modernity : The Representation of Memory From the Art Film to Transnational Cinema. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=653625
  • Pauwels, L., & Margolis, E. (2011). The SAGE Handbook of Visual Research Methods. Los Angeles: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=509324
  • THATCHER, J. (2015). How to Write About Contemporary Art. Art Monthly, (383), 35. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=101103218
  • Гуревич, П. С., Эстетика : учебник / П. С. Гуревич. — Москва : КноРус, 2019. — 182 с. — ISBN 978-5-406-06879-3. — URL: https://book.ru/book/932746 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Каган, М. С.  Эстетика как философская наука в 2 ч. Часть 2 : учебное пособие для вузов / М. С. Каган. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 221 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-06172-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441908 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Allan, B., & Hopf, T. (2015). Making identity count: Sequencing methods in the study of national identity. https://doi.org/10.5281/zenodo.844075
  • Breward, C. (2003). Fashion. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=811690
  • Cinema History as Social History : Retrospect and Prospect. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.dspace.library.uu.nl.1874.383233
  • Davis, F. (1992). Fashion, Culture, and Identity. Chicago: University of Chicago Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2097873
  • Dobrokhotov, A. L. (2009). The Austrian Experience: The Mamardashvili Variant. Transcultural Studies: A Series in Interdisciplinary Research, 5(1/2), 65–73. https://doi.org/10.1163/23751606-00501006
  • Fischer-Lichte, E. (2008). The Transformative Power of Performance : A New Aesthetics. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=228547
  • Geczy, A. (2013). Fashion and Orientalism : Dress, Textiles and Culture From the 17th to the 21st Century. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=611621
  • Gray, A. (2003). Research Practice for Cultural Studies : Ethnographic Methods and Lived Cultures. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251407
  • Images of Dutchness: Popular Visual Culture, Early Cinema and the Emergence of a National Cliché. (2018). Netherlands, Europe: Amsterdam University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.79C8644C
  • Kalar, B. (2006). The Demands of Taste in Kant’s Aesthetics. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=226955
  • König, A. (2003). Glossy words: an analysis of fashion writing in British Vogue. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.50C320A9
  • Lee, H., & Cho, Y. (2012). Introduction: Colonial Modernity and beyond in East Asian Contexts. Cultural Studies, 26(5), 601–616. https://doi.org/10.1080/09502386.2012.697702
  • Mamardashvili, M. K. (2009). Thought in Culture. Transcultural Studies: A Series in Interdisciplinary Research, 5(1/2), 17–29. https://doi.org/10.1163/23751606-00501003
  • Mayer, V., Banks, M. J., & Caldwell, J. T. (2009). Production Studies : Cultural Studies of Media Industries. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=289618
  • Moeran, B. (2010). The Portrayal of Beauty in Women’s Fashion Magazines. Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture, 14(4), 491–510. https://doi.org/10.2752/175174110X12792058833933
  • Pateman, T. (2016). Key Concepts : A Guide to Aesthetics, Criticism and the Arts in Education. Abingdon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1233810
  • Posman, S., Bru, S., Reverseau, A., Ayers, D., & Hjartarson, B. (2013). The Aesthetics of Matter: Modernism, The Avant-Garde and Material Exchange. Belgium, Europe: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6C35C5A9
  • Smith, A. M. (1999). STUART HALL: CRITICAL DIALOGUES IN CULTURAL STUDIES (Book). Ethnic & Racial Studies, 22(1), 206–208. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=sih&AN=1599822
  • Stokes, J. C. (2003). How to Do Media and Cultural Studies. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251789
  • Turner, G. (2003). British Cultural Studies (Vol. 3rd ed). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=139147
  • Turner, P. (2017). A Psychology of User Experience : Involvement, Affect and Aesthetics. Cham, Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1651402
  • Wenzel, C. H. (2005). An Introduction to Kant’s Aesthetics : Core Concepts and Problems. Oxford, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=141264
  • Williams, G. (2014). “Art writing in the Second Machine Age: from Andy Warhol to Kenneth Goldsmith” —— How to Write about Contemporary Art, talks and workshops. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.45F9BA9C
  • Аничков, Е. В. Эстетика / Е. В. Аничков. — Санкт-Петербург : Лань, 2017. — 51 с. — ISBN 978-5-507-43331-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/95901 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Сарычев, В. А. Феномен русского модернизма. Религия. Эстетика. Творчество жизни : монография / В. А. Сарычев. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 704 с. — ISBN 978-5-9765-2985-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/102567 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Эстетика и теория искусства XX века: Хрестоматия : учебное пособие / составители Н. А. Хренов, А. С. Мигунов. — Москва : Прогресс-Традиция, 2008. — 688 с. — ISBN 5-89826-290-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/77142 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.