• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Математика для экономистов

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Экономический анализ)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплины «Математика для экономистов» предназначена для студентов 1-го курса бакалавриата, обучающихся по направлению 38.03.01. «Экономика», образовательная программа «Экономический анализ». Формат изучения дисциплины - без использования онлайн курса. От студентов требуется первоначальное освоение курса «Математический анализ-1». В курсе студенты познакомятся с базовыми математическими методами оптимизации, элементами выпуклого анализа, теорией интегрирования, теорией разностных и дифференциальных уравнений. Теоретический материал нацелен на приложения к анализу экономических систем.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Добиться усвоения студентами основных математических приемов и правил формального анализа экономических систем
  • Научить слушателей решать качественные задачи на условный экстремум при различных типах ограничений
  • Обучить студентов технике практического использования числовых и функциональных рядов
  • Подготовить слушателей к чтению современных текстов по экономической теории, использующих модели и методы многомерного математического анализа, теории меры и интеграла и теории дифференциальных уравнений
  • Познакомить студентов с основными понятиями теории дифференциальных уравнений и их использованием при анализе и построении экономических моделей
  • Выработать у слушателей навыки решения типовых задач, способствующих усвоению основных понятий, а также задач, способствующих развитию начальных навыков научного исследования
  • Развить умение логически мыслить, оперировать с абстрактными объектами и быть корректным в употреблении математических понятий и символов для выражения количественных и качественных отношений
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент вычисляет неопределенные, определенные и кратные интегралы.
  • Студент исследует функции многих переменных на выпуклость, на экстремум при ограничениях.
  • Студент решает задачи на сходимость, суммирование и разложение в ряд
  • Студент решает линейные дифференциальные и разностные уравнения с постоянными коэффициентами и специальной правой частью.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Элементы выпуклого анализа и задачи глобальной оптимизации
  • Интегрирование функций одной и нескольких действительной переменной. Элементы теории меры и интеграла.
  • Числовые и функциональные ряды
  • Дифференциальные и разностные уравнения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа №1
    Длительность проведения контрольной - 80 минут. Контрольная работа состоит из 6 заданий. Для каждого задания указывается максимальное количество баллов, которое может получить студент за выполнение данного задания. Суммарное максимальное количество баллов за контрольную - 10. При неполном выполнении задания выставляется дробная оценка. Полученное студентом количество баллов N переводится в окончательный результат M по десятибалльной шкале по следующим правилам: N = 0 => M = 0. 0 < N ≤ 1,5 => M = 1. 1,5 < N ≤ 3 => M = 2. 3 < N ≤ 4,5 => M = 3. 4,5 ≤ N < 5,5 => M = 4. 5,5 ≤ N< 6=> M = 5. 6 ≤ N < 7 => M = 6. 7 ≤ N < 8 => M = 7. 8 ≤ N < 9 => M = 8. 9 ≤ N < 9,5 => M = 9. 9,5 ≤ N ≤ 10 => M = 10.
  • неблокирующий Контрольная работа №2
    Длительность проведения контрольной - 80 минут. Контрольная работа состоит из 6 заданий. Для каждого задания указывается максимальное количество баллов, которое может получить студент за выполнение данного задания. Суммарное максимальное количество баллов за контрольную - 10. При неполном выполнении задания выставляется дробная оценка. Полученное студентом количество баллов N переводится в окончательный результат M по десятибалльной шкале по следующим правилам: N = 0 => M = 0. 0 < N ≤ 1,5 => M = 1. 1,5 < N ≤ 3 => M = 2. 3 < N ≤ 4,5 => M = 3. 4,5 ≤ N < 5,5 => M = 4. 5,5 ≤ N< 6=> M = 5. 6 ≤ N < 7 => M = 6. 7 ≤ N < 8 => M = 7. 8 ≤ N < 9 => M = 8. 9 ≤ N < 9,5 => M = 9. 9,5 ≤ N ≤ 10 => M = 10.
  • блокирующий Экзамен
    Длительность проведения контрольной - 100-160 минут (точная длительность сообщается студентам заранее). Экзаменационная работа состоит из 8 заданий. Для каждого задания указывается максимальное количество баллов, которое может получить студент за выполнение данного задания. Суммарное максимальное количество баллов за контрольную - 10. При неполном выполнении задания выставляется дробная оценка. Полученное студентом количество баллов N переводится в окончательный результат M по десятибалльной шкале по следующим правилам: N = 0 => M = 0. 0 < N ≤ 1,5 => M = 1. 1,5 < N ≤ 3 => M = 2. 3 < N ≤ 4,5 => M = 3. 4,5 ≤ N < 5,5 => M = 4. 5,5 ≤ N< 6=> M = 5. 6 ≤ N < 7 => M = 6. 7 ≤ N < 8 => M = 7. 8 ≤ N < 9 => M = 8. 9 ≤ N < 9,5 => M = 9. 9,5 ≤ N ≤ 10 => M = 10.
  • неблокирующий Участие в дискуссиях на семинарах
  • неблокирующий Индивидуальное домашнее задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.1 * Индивидуальное домашнее задание + 0.2 * Контрольная работа №1 + 0.2 * Контрольная работа №2 + 0.1 * Участие в дискуссиях на семинарах + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Демидович, Б. П. Сборник задач и упражнений по математическому анализу : учебное пособие для вузов / Б. П. Демидович. — 24-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 624 с. — ISBN 978-5-8114-9078-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/184105 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Королев А.В. - ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ И РАЗНОСТНЫЕ УРАВНЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 280с. - ISBN: 978-5-9916-9896-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/differencialnye-i-raznostnye-uravneniya-413994
  • Курс математического анализа : учебное пособие / А.М. Тер-Крикоров, М.И. Шабунин, 2-е изд. - Москва : ФИЗМАТЛИТ, 2001. - 669 с. ISBN 5-9221-0008-3 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/544563

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 9781292074610 - Knut Sydsaeter; Peter Hammond; Arne Strom; Andrés Carvajal - Essential Mathematics for Economic Analysis - 2016 - Pearson - https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=1419812 - nlebk - 1419812
  • Jacques, I. (2015). Mathematics for Economics and Business (Vol. 8th ed). Harlow: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1419610
  • Takayama,Akira. (1985). Mathematical Economics. Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.cup.cbooks.9780521314985
  • Арнольд, В. И. Обыкновенные дифференциальные уравнения : учебник / В. И. Арнольд. — Москва : МЦНМО, 2012. — 341 с. — ISBN 978-5-4439-2007-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/56392 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Кабирова Ирина Александровна
  • Поляков Николай Львович