• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Анализ рынков и конкурентоспособности

Статус: Маго-лего
Когда читается: 2 модуль
Онлайн-часы: 2
Охват аудитории: для всех
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Анализ рынков и конкурентоспособности» направлена на получение студентами представления о первичных методах анализа факторов,определяющих конкурентоспособность фирмы, особенностей отраслевых рынков, на которых основан выбор стратегии и тактики фирм, а также основных институциональных систем, которые определяют конкурентоспособность экономики в целом. Также данная дисциплина ориентирована на освоение студентами основных схем, которые позволяют определить и оценить конкурентоспособность российских фирм в связи с особенностями хозяйственных условий на внутренних и мировых рынках.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение студентами представления о первичных методах анализа факторов, определяющих конкурентоспособность фирмы, особенностей отраслевых рынков, на которых основан выбор стратегии и тактики фирм, а также основных институциональных систем, которые определяют конкурентоспособность экономики в целом
  • Освоение студентами основных схем, которые позволяют определить и оценить конкурентоспособность российских фирм в связи с особенностями хозяйственных условий на внутренних и мировых рынках
  • Освоение студентами применения методов экономической теории при практическом анализе конкурентоспособности предприятий, отраслей, интенсивности конкуренции на рынке.
  • Студент должен быть способен обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями (Код по ФГОС/ НИУ ОК-2), способен проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ОПК-3), Способен готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ОПК -9), способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере; навыками самостоятельной исследовательской работы
  • Знать основные понятия и теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности фирмы, в связи с особенностями отраслевых рынков, макроэкономическими условиями экономики в целом
  • Знать основные понятия и теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности фирмы, в связи с особенностями отраслевых рынков, макроэкономическими условиями экономики в целом
  • Уметь применять эти знания для решения практических задач
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
  • Как проводить анализ отраслевого рынка. Пять конкурентных сил по Портеру
  • Анализ конкурентоспособности фирмы: внешние и внутренние факторы
  • Структура и динамика удельных издержек
  • Анализ спроса, проблемы дифференциации продукта. Нишевые стратегии
  • Проблема инвестирования. Влияние инвестиций на конкурентоспособность фирмы
  • Конкурентоспособность и влияние пространственных факторов
  • Конкурентоспособность на мировом рынке
  • Конкурентоспособность экономики в целом. Измерения и индексы
  • Конкурентоспособность и институты
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Оценка за онлайн курс
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 2nd module
    0.7 * Оценка за онлайн курс + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Теория отраслевых рынков : практикум : учеб. пособие, Юсупова, Г. Ф., 2012
  • Экономическая школа. Т.6: Конкуренция и конкурентная политика, , 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Институциональная экономика : учебник, Олейник, А., 2005
  • Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность : учеб. пособие для вузов, Философова, Т. Г., 2008
  • Российская корпорация : внутренняя организация, внешние взаимодействия, перспективы развития, Абе, Н., 2007

Авторы

  • Шевелев Максим Борисович
  • Калмычкова Елена Николаевна
  • Орлова Юлия Александровна