• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

История и память в цифровую эпоху

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 42.04.05. Медиакоммуникации
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Медиапроизводство и медиааналитика
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Роль новых медиа в формировании образа прошлого и сохранении историко-культурной памяти становится всё значительнее в эпоху цифровизации. Дисциплина познакомит магистрантов с особенностями влияния исторических нарративов, а также технологий и практик «припоминания» на актуальную новостную повестку (от приёмов histotainment до исторических мемов). Они научатся анализировать, как за счёт обращения к прошлому современные медиа участвуют в конструировании социальной реальности и как в информационном обществе происходит сохранение культурной памяти. Особый акцент делается на связи цифровой медиасреды с исторической и «мемориальной» политикой, проводимой государствами и различными социальными группами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1. Знакомство магистрантов современными теориями, методами и технологиями конструирования образа прошлого и сохранения исторической памяти в эпоху web 2.0
  • Умение применять полученные знания на практике при создании медиаконтента в различных жанрах и форматах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет представлениями о научных трудах и научных направлениях в сфере Digital Media Studies и Memory Studies
  • Владеет представлениями об основных дискуссиях в смежных дисциплинах – публичной истории, культурной антропологии, социальной психологии и т.д.
  • Владеет представлениями насчет ключевых концепций в сфере медиаисследований, которые являются релевантными для изучения истории и исторической памяти в цифровую эру.
  • Умеет применять изученные концепции при анализе и формировании текущей информационной повестки.
  • Владеет практическими инструментами, необходимыми для эффективной репрезентации истории в современных медиа.
  • Владеет практическими инструментами, необходимыми для сохранения культурной памяти в условиях цифрового общества.
  • Умеет создавать медиаконтент в разных жанрах и форматах на темы о прошлом.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История и историческая память: разграничение понятий.
  • Public History и Digital Memory: репрезентация прошлого в цифровую эпоху.
  • Популяризация истории в медиа: Histotainment
  • Исторические аналогии и параллели в медиа: история повторяется? Историческая политика и «войны памяти» в России.
  • Историческая политика и «войны памяти» в западном и незападном мире. Историческая политика и международные отношения: роль медиа.
  • Сохранение историко-культурной памяти и медиа.
  • История повседневности, микроистория и медиа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Магистрант готовит от 1 до 3 устных докладов с презентацией на одну из тем, предложенных преподавателем в рамках общей проблематики курса. Домашнее задание выполняется самостоятельно или в группе. Во время семинара студенты выступают с докладом (не дольше 40 минут) и отвечают на дополнительные вопросы преподавателя и других студентов. Итоговая оценка за данный элемент контроля представляет собой средний балл за все доклады. В случае, если какой-то из докладов не сделан, средняя оценка рассчитывается из суммы общего количества работ, которые студент должен был сдать в рамках данного элемента контроля.
  • неблокирующий Групповой медиапроект
    Магистранты разбиваются на команды (не более 5 человек) и создают мультимедийный медиапроект на актуальную международную тему на платформе Tilda. Лонгрид включает в себя тексты (общий объём не менее 20 тысяч знаков) и аудиовизуальные материалы (фото, аудио, видео, инфографику и т.д.). Результаты своей работы они презентуют на открытой защите. По итогам защиты они получают индивидуальную или общую для группы оценку.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 3rd module
    0.7 * Групповой медиапроект + 0.3 * Домашнее задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Длинная тень прошлого : мемориальная культура и историческая политика, Ассман, А., 2018
  • Как создавать комиксы, Ли, С., 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Как рисовать комиксы : эксклюзивное руководство по рисованию, Ли, С., 2020
  • Распалась связь времен? : взлет и падение темпорального режима Модерна, Ассман, А., 2017

Авторы

  • Котюкова Анастасия Васильевна