Магистратура
2023/2024
История и память в цифровую эпоху
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Медиапроизводство и медиааналитика)
Направление:
42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Департамент медиа
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Тюркин Михаил Вячеславович
Прогр. обучения:
Медиапроизводство и медиааналитика
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Роль новых медиа в формировании образа прошлого и сохранении историко-культурной памяти становится всё значительнее в эпоху цифровизации. Дисциплина познакомит магистрантов с особенностями влияния исторических нарративов, а также технологий и практик «припоминания» на актуальную новостную повестку (от приёмов histotainment до исторических мемов). Они научатся анализировать, как за счёт обращения к прошлому современные медиа участвуют в конструировании социальной реальности и как в информационном обществе происходит сохранение культурной памяти. Особый акцент делается на связи цифровой медиасреды с исторической и «мемориальной» политикой, проводимой государствами и различными социальными группами.
Цель освоения дисциплины
- 1. Знакомство магистрантов современными теориями, методами и технологиями конструирования образа прошлого и сохранения исторической памяти в эпоху web 2.0
- Умение применять полученные знания на практике при создании медиаконтента в различных жанрах и форматах.
Планируемые результаты обучения
- Владеет представлениями о научных трудах и научных направлениях в сфере Digital Media Studies и Memory Studies
- Владеет представлениями об основных дискуссиях в смежных дисциплинах – публичной истории, культурной антропологии, социальной психологии и т.д.
- Владеет представлениями насчет ключевых концепций в сфере медиаисследований, которые являются релевантными для изучения истории и исторической памяти в цифровую эру.
- Умеет применять изученные концепции при анализе и формировании текущей информационной повестки.
- Владеет практическими инструментами, необходимыми для эффективной репрезентации истории в современных медиа.
- Владеет практическими инструментами, необходимыми для сохранения культурной памяти в условиях цифрового общества.
- Умеет создавать медиаконтент в разных жанрах и форматах на темы о прошлом.
Содержание учебной дисциплины
- История и историческая память: разграничение понятий.
- Public History и Digital Memory: репрезентация прошлого в цифровую эпоху.
- Популяризация истории в медиа: Histotainment
- Исторические аналогии и параллели в медиа: история повторяется? Историческая политика и «войны памяти» в России.
- Историческая политика и «войны памяти» в западном и незападном мире. Историческая политика и международные отношения: роль медиа.
- Сохранение историко-культурной памяти и медиа.
- История повседневности, микроистория и медиа.
Элементы контроля
- Домашнее заданиеМагистрант готовит от 1 до 3 устных докладов с презентацией на одну из тем, предложенных преподавателем в рамках общей проблематики курса. Домашнее задание выполняется самостоятельно или в группе. Во время семинара студенты выступают с докладом (не дольше 40 минут) и отвечают на дополнительные вопросы преподавателя и других студентов. Итоговая оценка за данный элемент контроля представляет собой средний балл за все доклады. В случае, если какой-то из докладов не сделан, средняя оценка рассчитывается из суммы общего количества работ, которые студент должен был сдать в рамках данного элемента контроля.
- Групповой медиапроектМагистранты разбиваются на команды (не более 5 человек) и создают мультимедийный медиапроект на актуальную международную тему на платформе Tilda. Лонгрид включает в себя тексты (общий объём не менее 20 тысяч знаков) и аудиовизуальные материалы (фото, аудио, видео, инфографику и т.д.). Результаты своей работы они презентуют на открытой защите. По итогам защиты они получают индивидуальную или общую для группы оценку.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Длинная тень прошлого : мемориальная культура и историческая политика, Ассман, А., 2018
- Как создавать комиксы, Ли, С., 2019
Рекомендуемая дополнительная литература
- Как рисовать комиксы : эксклюзивное руководство по рисованию, Ли, С., 2020
- Распалась связь времен? : взлет и падение темпорального режима Модерна, Ассман, А., 2017