Бакалавриат
2024/2025
Монгольский язык
Статус:
Курс обязательный (Монголия и Тибет)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
5-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Леман Яна Дмитриевна
Язык:
русский
Кредиты:
8
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Монгольский язык» читается в течение пяти лет, с первого по пятый курс. Монгольский язык является основным восточным языком для студентов профиля «Монголии и Тибет», представляя собой фундамент всего учебного процесса. Целью курса является научить студента произносительным нормам современного монгольского языка, познакомить с особенностями письменности, орфографии, лексики и грамматики современного монгольского языка, научить навыкам устной и письменной монгольской речи. На первом курсе задачей дисциплины является введение и первичное закрепление фонетических, лексических и грамматических знаний; чтение и разбор учебных текстов на монгольском языке; выработка навыков понимания устной речи; навыков диалогической и монологической речи в рамках пройденной тематики. На втором – закрепление фонетических навыков; введение новых и закрепление старых лексических и базовых грамматических знаний; чтение и разбор учебных и адаптированных художественных текстов на монгольском языке; закрепление навыков понимания устной и ведения диалогической и монологической речи. На третьем – обучение студента владению устной и письменной монгольской речью в пределах изученной общеразговорной и общелитературной лексики, расширение лексико-фразеологического запаса и ознакомление с семантико-стилистическими оттенками близких по значению слов и конструкций. На четвертом – расширение лексических и грамматических знаний, углубленное изучение лексики и текстов по литературе и истории монголов, овладение первичным идиоматическим корпусом монгольского языка. На пятом – обучение студентов свободному чтению и пониманию текстов печатных статей и различных публикаций с целью овладения ими навыков самостоятельного чтения, понимания и анализа статей и художественных произведений общественно-политической, лингвистической, литературоведческой, исторической, культурологической тематики.
Цель освоения дисциплины
- Изучение основных правил и особенностей фонетики, морфонологии, морфологии и синтаксиса монгольского языка на материале упражнений и учебных текстов, в том числе оригинальных
- Основная цель данного курса, рассчитанного на студентов третьего года обучения, – подготовка специалистов, владеющих монгольским языком в объеме, позволяющем понимать общее содержание текстов средней сложности на бытовые, абстрактные и профессиональные темы; общаться с носителями языка в большинстве повседневных ситуаций; порождать спонтанные тексты на монгольском языке с достаточной скоростью; уметь рассуждать на заданную тему в пределах изученной общеразговорной, общелитературной, научной, страноведческой, общественно-политической и экономической лексики. Уровень, достигаемый на третий год обучения, должен приблизительно соответствовать уровню B2 по системе Общеевропейских компетенций владения иностранным языком.
- · углубленное изучение правил и особенностей фонетики, морфонологии, морфологии и синтаксиса монгольского языка на материале упражнений и неадаптированных текстов на монгольском языке; · знание лексики и фразеологии литературного и разговорного монгольского языка в объеме не менее 4000 единиц. · способность адекватно распознавать устную монгольскую речь и пересказывать или письменно излагать содержание услышанного. · использование монгольского языка как средства общения в быту и профессиональной сфере. · формирование у студентов специфических знаний и навыков, позволяющих профессионально работать с любыми текстами, написанными на монгольском языке;
- Использование монгольского языка как средство общения в быту и профессиональной сфере
- Формирование у студентов специфических знаний и навыков, позволяющих профессионально работать с любыми текстами, написанными на монгольском языке
Планируемые результаты обучения
- Обучающийся владеет основными приемами устного и письменного перевода с монгольского языка учетом межкультурной специфики
- Обучающийся должен владеть лексикой указанной тематики
- Обучающийся должен понимать, в каких контекстах надо использовать показатели множественного числа и винительного падежа, а в каких это запрещено или необязательно
- Обучающийся должен правильно употреблять долженствовательные конструкции и простые формы императива
- Обучающийся должен правильно употреблять модальные конструкции
- Обучающийся должен свободно читать и порождать даты на монгольском языке
- Обучающийся должен уметь выбирать правильный регистр повелительно-желательных форм при обращении к людям разного возраста и положения
- Обучающийся должен уметь грамотно применять причинные конструкции в своей речи
- Обучающийся должен уметь правильно употреблять залоговые и каузативные формы
- Обучающийся должен уметь правильно читать по-монгольски с нужной интонацией
- Правильно употребляет изученные лексические и фразеологические единицы литературного и разговорного языка с учетом особенностей устной и письменной речи, необходимые для общения на требуемом уровне в рамках изученных тем.
- Способен общаться в большинстве бытовых ситуаций, возникающих во время пребывания в стране изучаемого языка, может рассказать о своих личных впечатлениях, коротко, но грамотно обосновать свое мнение в рамках изученных тем. Способен беседовать на некоторые узкоспециальные темы.
- Способен понимать и грамотно излагать услышанные устные тексты на монгольском языке в рамках изученных тем.
Содержание учебной дисциплины
- Введение
- География Монголии
- Лексическая тема: «Как я провел(а) лето».
- Вводный фонетический курс
- Вы оказались впервые на улицах Улан-Батора
- История Монголии
- Приветствие и знакомство
- Погода
- Наадам
- Рассказ про себя
- В юрте. Стороны света
- Лексическая тема: «Визит в посольство Монголии».
- Время
- Лексическая тема: «Будущая профессия».
- Моя семья
- Лексическая тема: «Религия монголов. Ламаизм».
- Моя квартира
- Лексическая тема: «Современные технологии».
- «Политическая система Монголии».
- Мой друг
- Части тела
- Мой день
- Животный мир Монголии
- Хобби
- Планы на каникулы
- В ресторане
- Если бы я был(а) президентом
- Любимые музыканты
Промежуточная аттестация
- 2020/2021 учебный год 2 модуль0,5 работа в аудитории + 0,5 элементы контроля
- 2020/2021 учебный год 4 модуль0,5 работа в аудитории + 0,5 элементы контроля
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0,5 работа в аудитории + 0,5 элементы контроля
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0,5 работа в аудитории + 0,5 элементы контроля
- 2022/2023 учебный год 1 модуль0,5 работа в аудитории + 0,5 элементы контроля
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0,5 работа в аудитории + 0,5 элементы контроля
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0,5 работа в аудитории + 0,5 элементы контроля
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0,5 работа в аудитории + 0,5 элементы контроля
- 2024/2025 учебный год 1 модуль0.5 * Зачет + 0.5 * Зачет + 0.5 * Работа в аудитории + 0.5 * Работа в аудитории
- 2024/2025 учебный год 3 модуль0.25 * Работа в аудитории + 0.25 * Работа в аудитории + 0.25 * Работа в аудитории + 0.25 * Работа в аудитории + 0.5 * Экзамен + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Jan-Olof Svantesson, Anna Tsendina, Anastasia Karlsson, & Vivan Franzen. (2005). The Phonology of Mongolian. OUP Oxford.
- Jan-Olof Svantesson, Anna Tsendina, Anastasia Karlsson, & Vivan Franzen. (2005). The Phonology of Mongolian. OUP Oxford.
- Janhunen, J. A. (2012). Mongolian. John Benjamins Publishing Company.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Juha Janhunen. (2003). The Mongolic Languages. Routledge.
- Juha Janhunen. (2003). The Mongolic Languages. Routledge.