Магистратура
2024/2025
Научно-исследовательский семинар "Исследование эффективности психотерапии"
Статус:
Курс обязательный (Системная семейная психотерапия)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Системная семейная психотерапия
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Научно - исследовательский семинар "Исследование эффективности психотерапии" направлен на формирование у студентов исследовательских компетенций в области научного обоснования и апробации психотерапевтических техник, применяемых для оказания психологической помощи семье. В результате освоения дисциплины студент должен: • Знать основные методологические принципы научного исследования в сфере психотерапии, правовые и этические аспекты научного исследования, направления и основные современные достижения исследований эффективности психотерапии семьи а также исследований семейных дисфункций. • Уметь методологически грамотно разрабатывать и реализовывать программу научного исследования, операционализировать основные исследуемые понятия; адекватно подбирать методики исследования; собирать и анализировать эмпирические данные о характеристиках семейной системы и эффективности психотерапии, проводить статистический анализ данных, интерпретацию полученных результатов, формулировать обоснованные научные выводы и на их основе разрабатывать практические рекомендации и программы внедрения научных результатов в практику. • Владеть навыками систематизации научного знания и опыта психотерапевтической практики; постановки проблемы исследования функционирования семьи и семейной психотерапии, разработки научно-обоснованных программ психотерапии, оценки их эффективности, подготовки научных отчетов, представления результатов исследования в научных публикациях и на научных конференциях. На втором курсе студенты преимущественно занимаются разработкой и апробацией психотерапевтических техник, направленных на оказание помощи при запросах клиентов, связанных с исследуемой проблемной областью. Т.е. занимаются внедрением в практику семейной психотерапии полученных на первом курсе теоретических и эмпирических результатов исследования избранной проблемы.
Цель освоения дисциплины
- Целями НИС «Исследование эффективности психотерапии" являются: 1. Включение магистрантов в научную деятельность, формирование культуры научно-исследовательской деятельности, развитие навыков организации, выполнения и представления результатов научных исследований в сфере психологии и психотерапии семьи. 2. Обучение принципам внедрения результатов научных исследований в практику психотерапии. 3. Методологическое обеспечение курсовых работ и магистерских диссертаций в соответствии с современными требованиями.
Планируемые результаты обучения
- 1.1. Умеет самостоятельно разрабатывать программу исследования эффективности психотерапии
- 1.10.1. Умеет наглядно и адекватно представлять результаты научного исследования. Владеет навыками создания электронных презентаций.
- 1.10.2. Имеет опыт апробации ре-зультатов своих пилотажных научных исследований на научных конференциях и в научных публикациях
- 1.2. Умеет анализировать и обобщать профессиональную психотерапевтическую литературу, делать самостоятельные выводы, определять научные проблемы
- 1.3. Умеет самостоятельно подбирать психодиагностические методики в соответствии с целью и задачами исследования
- 1.4. Умеет самостоятельно разрабатывать концептуальный аппарат исследования, программу исследования.
- 1.5. Умеет самостоятельно разрабатывать концептуальный аппарат исследования, программу исследования.
- 1.6. Умеет самостоятельно выполнять психодиагностику, владеет психодиагностическими методиками, умеет анализировать и интерпретировать эмпирические данные на уровне отдельных респондентов
- 1.7. Владеет методами математико-статистического анализа данных, умеет адекватно подбирать статистические методы в соответствии с задачами исследования и характеристиками данных.
- 1.8. Умеет самостоятельно описывать, анализировать и интерпретировать данные эмпирического исследования, формулировать выводы исследования на достаточно высоком уровне обобщения
- 1.9. Понимает способы внедрения результатов научных исследований в психотерапевтическую практику. Умеет разрабатывать практические рекомендации на основе результатов собственных исследований
- 2.1. Умеет самостоятельно разрабатывать программу исследования эффективности психотерапии
- 2.2. Умеет анализировать и обобщать профессиональную психотерапевтическую литературу, делать самостоятельные выводы, определять научные проблемы
- 2.3. Умеет самостоятельно подбирать, адаптировать, конструировать методики психотерапевтического воздействия в соответствии с целью и задачами исследования
- 2.4. Умеет определять критерии эффективности психотерапевтического воздействия, разрабатывать и применять процедуры измерения соответствую-щих критериям параметров
- 2.5. Умеет определять критерии эффективности психотерапевтического воздействия, разрабатывать и применять процедуры измерения соответствующих критериям параметров
- 2.6. Умеет определять критерии эффективности психотерапевтического воздействия, разрабатывать и применять процедуры измерения соответствующих критериям параметров
- 2.7. Умеет самостоятельно проводить математико-статистический анализ данных, собранных в ходе реализации психотерапевтической программы, проверять гипотезы об эффективности программы.
- 2.8. Умеет наглядно и адекватно представлять результаты научного исследования и апробации психотерапевтической программы. Владеет навыками создания электронных презентаций
- 2.9.1. Умеет учитывать критику оппонентов, выявлять и корректировать ошибки, допущенные в работе, выявлять сильные стороны проведенного исследования и его ограничения, разрабатывать практические и методические рекомендации на основе результатов апробации психотерапевтической программы
- 2.9.2. Имеет опыт апробации результатов своих научных исследований на научных конференциях, подготовки научных публикаций
Содержание учебной дисциплины
- 1 курс Раздел 1. Планирование, подготовка и реализация теоретического и эмпирического научного исследования факторов семейного благополучия
- 1.1. Обзор последних результатов исследований эффективности психотерапии
- 1.2. Методология научного исследования семейных взаимоотношений
- 1.3. Современные методики исследования семейных взаимоотношений и ин-дивидуально-психологических характеристик членов семьи
- 1.4. Основные концепции в сферах психологии семьи и семейной психотерапии
- 1.5. Анализ и обобщение теоретических данных по проблеме исследования
- 1.6. Апробация батареи методик исследования
- 1.7. Математико- статистический анализ эмпирических данных
- 1.8. Оформление научных от-четов по результатам ис-следования
- 1.9. Практическая значимость результатов научного ис-следования
- 1.10. Презентация результатов научного исследования.
- 2 курс Раздел 2. Научное обоснование, разработка и апробация техник семейной психотерапии
- 2.1. Программа внедрения результатов эмпирического исследования в практику семейной психотерапии.
- 2.2. Анализ публикаций психотерапевтических случаев и исследований эффективности психотерапии
- 2.3. Программа апробации методик психотерапевтического воздействия
- 2.4. Критерии эффективности психотерапевтической программы
- 2.5. Реализация разработанной психотерапевтической (консультационной, тренинговой, просветитель-ской и пр.) программы
- 2.6. Анализ данных, собранных в ходе реализации психотерапевтической программы
- 2.7. Оценка эффективности разработанной и реализованной программы
- 2.8. Представление результатов апробации психотерапевтической программы
- 2.9. Коррекция программы психотерапевтического воздействия на основе результатов ее апробации
Элементы контроля
- Предварительная программа исследованияПрезентация по теме исследования (предварительная программа исследования), содержащая разделы: 1 Титульный лист 2 Актуальность и проблема исследования 3 Цель и задачи исследования 4 Объект и предмет 5 Гипотезы/исследовательские вопросы* 6 Методы и методики исследования* 7 Описание выборки 8 Теоретическая значимость* 9 Практическая значимость* 10. Операционализация основных понятий * При качественном описании разделов - дополнительные баллы
- Защита проекта исследованияПодготовка презентации и текста проекта исследования. Защита перед комиссией проекта.
- Участие в дискуссиях и соблюдение сроков выполнения заданий в первом полугодии 2 курсаоценивается содержательный вклад в работу семинара, соблюдение методологических требований и сроков сдачи заданий
- Участие в дискуссиях и соблюдение сроков выполнения заданий во втором полугодии 2 курсаУчитывается содержательный вклад в работу семинара, соблюдение методологических требований и сроков сдачи работ
- проект ВКРПредставление на НИСе проекта презентации к защите ВКР
- Участие в дискуссиях и соблюдение сроков выполнения заданий во втором модуле 1 курсаОценивается содержательный вклад в работу семинара и соблюдение методологических требований и сроков выполнения заданий. При выполнении задания с существенным нарушением сроков баллы снижаются
- Участие в дискуссиях и соблюдение сроков выполнения заданий во втором полугодии первого курсаОценивается содержательный вклад в работу семинара, соблюдение методологических требований и сроков выполнения заданий
- Предварительный теоретический анализ проблемы исследованияПрезентация с результатами предварительного теоретического анализа проблемы исследования. План теоретического анализа, предварительные выводы по основным разделам плана.
- Дизайн эмпирического исследованияПрезентация проекта исследования, включающая описание дизайна эмпирического исследования. Обоснование выбранных методов и методик, критериев формирования выборки, описание планируемой процедуры, планируемое практическое внедрение результатов исследования.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.5 * Предварительная программа исследования + 0.5 * Предварительная программа исследования + 0.5 * Участие в дискуссиях и соблюдение сроков выполнения заданий во втором модуле 1 курса + 0.5 * Участие в дискуссиях и соблюдение сроков выполнения заданий во втором модуле 1 курса
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.5 * Дизайн эмпирического исследования + 0.5 * Дизайн эмпирического исследования + 0.15 * Защита проекта исследования + 0.15 * Защита проекта исследования + 0.15 * Предварительный теоретический анализ проблемы исследования + 0.15 * Предварительный теоретический анализ проблемы исследования + 0.2 * Участие в дискуссиях и соблюдение сроков выполнения заданий во втором полугодии первого курса + 0.2 * Участие в дискуссиях и соблюдение сроков выполнения заданий во втором полугодии первого курса
- 2024/2025 учебный год 3 модуль0.2 * Участие в дискуссиях и соблюдение сроков выполнения заданий в первом полугодии 2 курса + 0.2 * Участие в дискуссиях и соблюдение сроков выполнения заданий в первом полугодии 2 курса + 0.2 * Участие в дискуссиях и соблюдение сроков выполнения заданий во втором полугодии 2 курса + 0.2 * Участие в дискуссиях и соблюдение сроков выполнения заданий во втором полугодии 2 курса + 0.6 * проект ВКР + 0.6 * проект ВКР
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Алмаев, Н.А. Применение контент-анализа в исследованиях личности: методические вопросы : монография / Н.А. Алмаев. - Москва : Институт психологии РАН, 2012. - 167 с. - (Методы психологии). - ISBN 978-5-9270-0242-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060391
- Боровков А. А. - Математическая статистика - Издательство "Лань" - 2010 - 704с. - ISBN: 978-5-8114-1013-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/3810
- Научное исследование : курсовые, дипломные и диссертационные работы, Ануфриев, А. Ф., 2004
- Психологическое исследование : метод. рекомендации по проведению, Куликов, Л. В., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- Математическая статистика. Конспект лекций/ПостоваловС.Н., ЧимитоваЕ.В., КармановВ.С. - Новосиб.: НГПУ, 2014. - 140 с.: ISBN 978-5-7782-2531-2
- Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Ф. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 275 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11709-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447711 (дата обращения: 28.08.2023).
- Павличенко Н.В. - Диссертационное исследование: технологии подготовки. Монография - Проспект - 2019 - ISBN: 978-5-392-28460-3 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/41510
- Павлова, Н.Д. Интент-анализ : монография / Н.Д. Павлова, Т.А. Гребенщикова. - Москва : Институт психологии РАН, 2017. - 151 с. - (Методы психологии). - ISBN 978-5-9270-0350-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060983
- Социометрическое исследование динамических процессов в малой группе. (2015). Ukraine, Europe: Sp. z o.o. “Diamond trading tour.” Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B45D6513
- Трофимов, А. Г. Математическая статистика : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Г. Трофимов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 259 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09002-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/426863 (дата обращения: 28.08.2023).