Бакалавриат
2024/2025
Исследования медиа
Статус:
Курс обязательный (Управление в креативных индустриях)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Программа дисциплины
Аннотация
Основой концепции, лежащей в основе данной дисциплины, является положение о том, что конкретный индивид, являющийся главным субъектом любых коммуникационных процессов, представляет собой многослойную, многоуровневую, неоднозначную целостность, возникающую и развивающуюся в противоречивом единстве с жизненным миром. Без понимания особенностей этого жизненного мира, формирующего личность человека, невозможно выстроить полноценную модель коммуникации.В рамках данной дисциплины представлен анализ системы массовых коммуникаций и происходящих в этой системе трансформаций, возникающих в связи с индустриализацией, концентрацией и интеграцией коммуникационных ресурсов. Эти трансформации повлекли за собой появление нового понятийного аппарата, в основе которого провозглашенная М. Маклюэном идея, согласно которой смена средств коммуникации является двигателем общественного развития, а центральным элементом развития человечества являются медиа. Этим понятием М. Маклюэн обозначил некую систему, в которую входят электрический свет, устная речь, письмо, дороги, числа, одежда, жилище, город, деньги, часы, печать, комикс, книга, реклама, колесо, велосипед, автомобиль, самолет, автоматическое оборудование, фотография, игры, пресса, телеграф, пишущая машинка, телефон, фонограф, кино, радио, телевидение, оружие и многое другое. Объединяет все это многообразие то, что это «технологии», или «посредники», которые вносят существенные изменения в коммуникацию человека с окружающим миром (как природным, так и социальным) и реорганизуют его способ мировосприятия и образ жизни. Данная дисциплина призвана помочь студентам разобраться в путанице понятий и теорий, посвященных медиа. Студентам предлагается ознакомиться с основами проведения медиаисследований, включающими освоение методологической исследовательской базы, методов и инструментов, используемых для исследования контента средств массовой информации, их аудитории, медийного рынка; формирование понимания целей, задач и возможностей медиаисследований, а также умения самостоятельной подготовки программы медиаисследования. Предусмотрено осмысление студентами сущности и особенностей медиаисследования и медиаанализа, в том числе этических проблем, возникающих в ходе проведения медиаисследований.В ходе занятий студенты получают опыт структурирования этапов медиаисследования, изучают как традиционные методы получения первичной информации, так и компьютерные технологии, используемые для аналитики больших данных и облачных вычислений. Особое внимание уделено овладению как общенаучными аналитическими процедурами (системный анализ, сравнительный анализ, статистический анализ, факторный анализ, дискриминантный анализ и др.), так и такими конкретно-научными аналитическими процедурами, как контент-анализ, интент-анализ, информативно-целевой анализ, семантический дифференциал и др.
Цель освоения дисциплины
- • Освоение теоретических основ и методов социальных исследований медиа. • Формирование навыков проектирования социальных исследований медиа. • Развитие компетенций групповой исследовательской работы. • Овладение навыками практического использования результатов исследований медиа в прикладной проектной деятельности.
- • Mastering the theoretical foundations and methods of media research. • Formation of skills in designing media research. • Development of group research competencies. • Mastering the skills of practical use of the results of media research in applied project activities.
Планируемые результаты обучения
- • Умеет использовать качественные методы исследования медиатекстов в эмпирической проектной деятельности
- применяет методы изучения медиатекстов и аудиторий медиа
- • Ознакомлен с основами измерений аудитории, умеет анализировать их результаты.
- • Владеет основами опросной деятельности в сфере медиа и коммуникаций
- • Owns the basics of research interviews in the field of media and communications.
- • Able to use qualitative methods of media texts research in empirical projects.
- анализирует основные элементы программы социального исследования медиа, владеет навыками ее проектирования
- владеет навыками контент-анализа медиатекстов, включая разработку кодировочного задания, кодирование текстов и интерпретацию полученных результатов
- • Has an idea about the methods of studying media texts and media audiences
- • Familiar with the basics of audience measurements, able to analyze their results.
- • Possesses the skills of media texts content analysis, including the development of a coding book, coding of texts and interpretation of the results
- applies methods of studying media texts and media audiences
Содержание учебной дисциплины
- 1. Исследования медиа как научная и эмпирическая деятельность. Программа социального исследования медиа. 1. Media research as a scientific and empirical activity. Media research design.
- 2. Метод контент-анализа. 2. Method of content analysis
- 3. Количественно-качественные и качественные методы анализа медиатекстов. 3. Quantitative/qualitative and qualitative methods for media texts analysis
- 4. Измерения аудитории и медиаметрический анализ. 4. Audience measurement and mediametric analysis
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 4 модульСеминарские задания 1 * 0,15 + Домашние задания 1 * 0,15 + Тест 1 * 0,20 + Семинарские задания 2 * 0,15 + Домашние задания 2 * 0,15 + Тест 2 * 0,20
- 2025/2026 учебный год 1 модульСеминарские задания 1 * 0,15 + Домашние задания 1 * 0,15 + Тест 1 * 0,20 + Семинарские задания 2 * 0,15 + Домашние задания 2 * 0,15 + Тест 2 * 0,20
- 2025/2026 учебный год 2 модуль"Окончательная (итоговая) оценка по учебной дисциплине рассчитывается по завершении обучения по данной дисциплине по следующей формуле: О = 0,5 х Оэкз. + 0,3 х Ок.р. + 0,2 х Оакт."
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Добреньков В. И., Кравченко А. И. - Методы социологического исследования - НИЦ ИНФРА-М - 2023 - ISBN: 978-5-16-014888-5 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=422914
- Индустрия рейтингов : введение в медиаметрию: учеб. пособие для вузов, Фомичева, И. Д., 2004
- Массовая коммуникация и общество : введ. в теорию и исслед., Назаров, М. М., 2010
- Социология массовой коммуникации : учебник для вузов, Федотова, Л. Н., 2009
- Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000
Рекомендуемая дополнительная литература
- Franses, P. H., & Paap, R. (2001). Quantitative Models in Marketing Research. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=73143
- Qualitative Marketing Research Carson, David J.; Gilmore, Audrey;and more SAGE Publications 2001 ISBN: ISBN number:9780761963660, ISBN number:9781446205358
- Кастельс, М. Власть коммуникации : учебное пособие / М. Кастельс , под редакцией А. И. Черных , перевод с английского А. А. Архиповой. — 3-е изд. — Москва : Высшая школа экономики, 2020. — 591 с. — ISBN 978-5-7598-2119-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173399 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Основы медиабизнеса : учебник / под редакцией Е. Л. Вартановой. — Москва : Аспект Пресс, 2014. — 400 с. — ISBN 978-5-7567-0724-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68801 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.