• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Типичное и нетипичное развитие

Статус: Курс по выбору (Обучение и оценивание как наука)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Обучение и оценивание как наука
Язык: английский
Кредиты: 3

Course Syllabus

Abstract

Курс делится на три части. В рамках первой части курса речь пойдёт о нетипичном развитии в раннем периоде жизни, которое может сказаться и на качестве жизни человека во взрослом возрасте. Будет дана базовая классификация аномалий развития, на которую опираются современные практикующие патопсихологи в своей работе, предложенная В.В. Лебединским. Будут рассмотрены такие формы аномалий развития как психическое недоразвитие, задержка психического развития, повреждённое развитие, дефицитарное развитие, искажённое развитие, а также дисгармоничное развитие. Кроме того, отдельно будут разбираться трудности научения (например, трудности при усвоении чтения, счёта). Вторая часть курса будет связана, наоборот, с особенностями позднего возраста. Будет продемонстрировано, что в рамках современного научного понимания принято считать, что головной мозг пожилого человека гораздо эффективней, чем считалось раннее; будут развенчаны некоторые мифы о старении. В третьей части курса будет дан экскурс в понятие "инклюзия", как в нашей стране, так и за рубежом, будет раскрыта суть этого понятия, рассмотрены вариации её осуществления.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Познакомить студентов с вариациями атипичного развития, которые могут также влиять на качество жизни во взрослом возрасте, а также с формами нормального и патологического старения.
  • Сформировать представления у студентов о возможностях организации образовательного процесса для категорий с особыми образовательными потребностями (представления об инклюзии).
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Формирование у студентов понимания причинно-следственной связи относительно происхождений аномалий развития.
  • Формирование у студентов представления об основных формах аномалий развития.
  • Формирование у студентов представления об основных формах расстройств научения.
  • Формирование у студентов представления о старении, а также о его патологических формах.
  • Формирование у студентов представления о возможностях обучения в позднем возрасте, развитие критического мышления относительно нейропластичности во взрослом и позднем возрасте.
  • Сформированное понимание у студентов сущности инклюзивного образования, а также социальной инклюзии и основных подходов к их формированию
  • Развитие у обучающихся способностей релевантно идентифицировать ключевые цели, задачи и функции инклюзивного образования как базового фактора благоприятного психосоциального самочувствия нетипичных лиц
  • Проектирование знаний у обучающихся об основных принципах реализации инклюзивного обучения и социализации нетипичных лиц , а также оптимальных условиях их применения в ходе психологического развития нетипичных индивидов
  • Сформированное гносеологическое представление студентов об основных академических и социально-психологических трудностях обучающихся с различными видами нетипичности, обусловленной наличием явной или латентной инвалидности и / или ОВЗ
  • Созданный у студентов на профессионально-компетентностном уровне психосоциальный портрет личности нетипичного индивида, находящегося в условиях инклюзивного образования и социальной инклюзии
  • Развитие у обучающихся рефлексии относительно компенсаторных перспектив и потенциала нетипичных лиц для преодоления существующих у них трудностей экстернального либо интернального характера
  • Развитие теоретико- прикладного понимания студентов о дружественной образовательной среде как базовом предикторе становления психосоциального благополучия личности нетипичного обучающегося
  • Формирование у студентов коммуникативно-интерактивных умений и навыков становления диалога с нетипичными лицами на основе соблюдения этических правил инклюзивной культуры общения
  • Конструирование способностей обучающихся грамотно понимать ключевые условия, актуальные для формирования социальной агентности самих нетипичных лиц в ходе выстраивания их социально-образовательных отношений с инклюзивным сообществом
  • Проектирование представлений о обучающихся о технологической специфике реализации социальной инклюзии в целом и инклюзивного образовательного процесса в частности в отношении нетипичных лиц
  • Развитие у студентов релевантного осмысления особенностей применения различных технологий инклюзивной деятельности на вариативных этапах возрастного онтогенеза личности нетипичных индивидов
  • Создание у студентов базового уровня практико-ориентированных навыков апробации различных групп технологий инклюзивного образования и социальной инклюзии нетипичных индивидов
Course Contents

Course Contents

  • Аномалии развития: введение, основной терминологический аппарат
  • Классификация аномалий развития
  • Расстройства научения
  • Нормальное и патологическое старение
  • Мифы о старении
  • Роль инклюзивного образования и социальной инклюзии в психологическом развитии нетипичных лиц.
  • Особые социально- образовательные потребности нетипичных лиц в рамках инклюзии и способы их удовлетворения.
  • Основные предикторы становления благоприятной психосоциальной траектории развития личности нетипичных лиц в условиях инклюзии.
  • Ключевые технологии реализации инклюзивного обучения и воспитания нетипичных лиц в современном социуме
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Активность
  • non-blocking Эссе
    Поднять какую-либо тему, связанную с аномалиями развития, старением, инклюзией, которая не обсуждается в рамках курса, и описать её при помощи научных источников (тема, которая интересует студента; на первой неделе преподавания курса может быть согласована с преподавателями)
  • non-blocking Домашнее задание
Interim Assessment

Interim Assessment

  • 2024/2025 1st module
    0.3 * Активность + 0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Эссе
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Корсакова, Н. К.  Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика младших школьников : учебное пособие для вузов / Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 136 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09134-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513581 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Нарушение психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для вузов, Лебединский, В. В., 2004
  • Сахарова, Т. Н. Геронтопсихология : учебник / Т. Н. Сахарова, Е. Г. Уманская, Н. А. Цветкова , под редакцией Т. Н. Сахаровой. — 2-е изд., доп. — Москва : МПГУ, 2018. — 352 с. — ISBN 978-5-4263-0636-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122347 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Фуряева, Т. В.  Социальная инклюзия : учебное пособие для вузов / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 189 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07465-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516725 (дата обращения: 27.08.2024).

Recommended Additional Bibliography

  • Корсакова, Н. К.  Геронтопсихология. Нейропсихологический синдром нормального старения : учебное пособие для вузов / Н. К. Корсакова, И. Ф. Рощина, Е. Ю. Балашова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 81 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15027-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520385 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Нагорная, А. В. Социальная инклюзия: Нерешенные проблемы и новые вызовы. Social Inclusion: Unresolved Issnes and Challenges : учебник / А. В. Нагорная. — Москва : ФЛИНТА, 2021. — 288 с. — ISBN 978-5-9765-4442-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/181854 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Практическая нейропсихология : помощь неуспевающим школьникам: нарушения обучения, поведения; дисграфия; дислексия; коррекция СДВГ; трудности общения; эмоциональные расстройства, Глозман, Ж. М., 2010
  • Психиатрия детского возраста : учебное пособие : в 2 частях / С. В. Гречаный, А. Б. Ильичев, В. В. Поздняк [и др.]. — Санкт-Петербург : СПбГПМУ, 2020 — Часть 1 — 2020. — 80 с. — ISBN 978-5-907184-95-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/174520 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Психиатрия детского возраста : учебное пособие : в 2 частях / С. В. Гречаный, А. Б. Ильичев, В. В. Поздняк [и др.]. — Санкт-Петербург : СПбГПМУ, 2020 — Часть 2 : Психиатрия детского возраста — 2020. — 72 с. — ISBN 978-5-907184-96-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/174521 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Authors

  • SHALOM KSENIYA VLADIMIROVNA