• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Нейронауки в образовании

Статус: Курс по выбору (Педагогическое образование)
Направление: 44.04.01. Педагогическое образование
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Павлова Анна Андреевна
Прогр. обучения: Педагогическое образование
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Нейронауки в образовании или Educational Neuroscience - новая междисциплинарная область, объединившая изучение мозга с психологическими и педагогическими исследованиями. Цель этой дисциплины - использовать знания о работе мозга, чтобы сделать обучение более эффективным и увлекательным. Как преподавать так, чтобы материал осел в долговременной памяти? Можно ли заставить мозг отстающих учеников соображать лучше? Какое занятие приведет к такому же выбросу дофамина, как компьютерные игры? Это лишь немногие вопросы, которые ставит перед собой educational neuroscience. Курс "нейронауки в образовании" познакомит слушателей с основными направлениями и принципами исследований в области. Он будет полезен как тем, кто нацелен на академическую карьеру в области educational neuroscience, так и тем, кто хочет расширить свой кругозор. Первые узнают, какие исследования проводятся в России, какие нейрометоды можно использовать, и к работе каких научных центров можно присоединиться уже сейчас. Вторые научатся разоблачать нейромифы, отличать научно обоснованные идеи от хайпа и находить достоверную информацию по интересующим вопросам.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Способствовать студентам, заинтересованным в научно-исследовательской работе в области "нейронаук в образовании", в планировании академической траектории. В рамках курса студенты познакомятся с 1) основными направлениями исследований в сфере "нейронаук в образовании", 2) методами нейровизуализации и нейростимуляции, которые широко применяются в данных исследованиях, 3) российскими научными центрами и лабораториями, на базе которых можно проводить такие исследования. Студенты смогут определить свои научные интересы в области "нейронаук в образовании", сформулировать тему собственного исследования и, при желании, продолжить работать над ним после окончания курса
  • Научить студентов критически оценивать образовательные продукты, создатели которых утверждают, что продукт создан на основе знаний о работе мозга. В рамках курса студенты узнают о нейромифах, популярных в образовании, а также о возможностях и ограничениях современных исследований в области нейронаук. Эти знания помогут отличать маркетинговые ходы от доказательного подхода
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Описывает особенности анатомически-функциональной организации головного мозга
  • Называет основные психофизиологические методы исследования головного мозга
  • Приводит примеры нейрокогнитивных исследований, результаты и выводы которых он может использовать в своей педагогической практике
  • Описывает мозговую организацию эмоциональной сферы личности
  • Называет основные симптомы эмоционального выгорания
  • Приводит примеры мер профилактики эмоционального выгорания
  • Называет основные формы аномалий развития
  • Применяет полученные знания в своей педагогической практике в зависимости от особенностей развития ребёнка
  • Дает определение области "Нейронауки в образовании", описывает стоящие перед ней вызовы, приводит примеры интеграции результатов исследований в области нейронаук в образовательную практику
  • Объясняет принципы работы различных методов нейровизуализации и нейростимуляции (ЭЭГ, МРТ, фНИРС, МЭГ, ТЭС, ТМС)
  • Оценивает преимущества и недостатки различных методов нейровизуализации в контексте конкретных исследовательских вопросов
  • Называет основные направления исследований в области "Нейронауки в образовании"
  • Приводит аргументы "за" и "против" применения когнитивных тренировок для улучшения образовательных результатов
  • Аргументированно критикует некорректное использование нейротехнологий в образовании, привлекая знания из нейронаук, психологии и наук об образовании
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в дисциплину
  • Методы исследований
  • Обзор направлений исследований
  • Применение нейронаук в образовательной практике
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Интервью с ученым
    Учащимся необходимо провести интервью с ученым, занимающимся нейронауками в образовании, об одном из его исследований
  • неблокирующий Дебаты о когнитивных тренировках
  • неблокирующий Разбор кейса
  • неблокирующий Презентация и защита концепции исследования в области "нейронаук в образовании"
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 учебный год 3 модуль
    0.1 * Активность на семинарских занятиях + 0.2 * Дебаты о когнитивных тренировках + 0.2 * Интервью с ученым + 0.3 * Презентация и защита концепции исследования в области "нейронаук в образовании" + 0.2 * Разбор кейса
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Baars, B. J., & Gage, N. M. (2010). Cognition, Brain, and Consciousness : Introduction to Cognitive Neuroscience (Vol. 2nd ed). Burlington, MA: Elsevier Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=320761
  • Weiner, Irving B., et al Behavioral Neuroscience, John Wiley & Sons, Incorporated, 2012. ProQuest Ebook Central

Авторы

  • Павлова Анна Андреевна