Магистратура
2024/2025
Санскритская поэтика
Статус:
Курс обязательный (Классический и современный Восток: языки, культуры, религии)
Направление:
58.04.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения:
Классический и современный Восток: языки, культуры, религии
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс направлен на то, чтобы познакомить студентов, уже обладающих определенными знаниями по истории индийской литературы и имеющих навыки чтения и анализа санскритских текстов, с поэтической традицией, существовавшей в древней и средневековой Индии и представленной рядом трактатов, составленных на санскрите. Поэтика занимает важное место в истории индийской мысли. Знакомство с индийской поэтикой поможет глубже понять процессы, протекавшие в истории литературы Индии, и то, как санскритские произведения интерпретировались и осмыслялись самими индийцами. Курс помимо лекций по истории индийской поэтики предусматривает разбор ряда основополагающих трактатов и чтение некоторых важных их фрагментов на языке оригинала.
Цель освоения дисциплины
- В результате освоения курса студент должен: - освоить основную терминологию санскритской поэтики - иметь представление о содержании наиболее значимых санскритских трактатов, посвященных вопросам поэтики - представлять, как менялись в древности и в средние века взгляды индийцев на литературу уметь: - самостоятельно переводить и анализировать поэтологические тексты на санскрите - выделять в санскритском художественном тексте традиционные риторические фигуры и другие средства художественной выразительности Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: - хорошее знание санскритской грамматики - умение читать санскритские тексты, в том числе ‒ научные, средней степени сложности - иметь представление об истории древней и средневековой индийской литературы
Планируемые результаты обучения
- Знание основных особенностей теоретической поэтики в традиционных культурах
- Знание содержания вступительных частей санскритских поэтологических трактатов
- Умение выделять поэтические украшения в санскритском художественном тексте
- Знание основных черт художественного текста, которые в традиционной индийской культуре рассматривались как наносящие вред эстетическому восприятию.
- Знание перечня стилей и их основных характеристик, согласно традиционной индийской поэтике
- Знание основных разновидностей дхвани, умение выделять дхвани в художественном тексте.
- Знание основных жанров санскритской драматургии.
- Знание исторических изменений концепции расы.
- Умение выделять в санскритском поэтическом тексте «выраженный» и «угадываемый» смысл, согласно учению Мамматы
Содержание учебной дисциплины
- 1. Мировая традиция поэтики
- 2. Основные темы поэтологических трактатов
- 3. Украшения в санскритской поэтике
- 4. "Недостатки поэзии"
- 5. "Достоинства поэзии". Вамана
- 6. Учение о дхвани. Пракритская лирика и поэтическая теория
- 7. "Натьяшастра"
- 8. Теория расы
- 9. Средневековая индийская поэтика
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 учебный год 1 модуль0.3 * Семинары + 0.7 * Экзамен
- 2024/2025 учебный год 3 модуль0.3 * Семинары + 0.7 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Aristotle. (2016). Poetics. Lanham: Dancing Unicorn Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1433026
- Walker, J. (2000). Rhetoric and Poetics in Antiquity. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=144019
- Восточная поэтика, специфика художественного образа, отв. ред. П. А. Гринцер, 261 с., , 1983
Рекомендуемая дополнительная литература
- Curran, A. (2016). Routledge Philosophy Guidebook to Aristotle and the Poetics. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1077309