Магистратура
2024/2025
Методика преподавания и практикум по методике РКИ, в том числе с использованием компьютерных инструментов
Статус:
Курс обязательный (Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур)
Направление:
45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Еремина Ольга Сергеевна
Прогр. обучения:
Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Курс дает магистрантам базовые представления о лингводидактике и учит применять их в практике преподавания русского языка как иностранного, особое внимание уделяется решению лингводидактических задач при помощи новых информационных технологий.
Цель освоения дисциплины
- Курс охватывает все базовые области лингводидактики и рассматривает из на примере преподавания русского языка как иностранного.
- Целью курса «Практикум по методике преподавания РКИ» является подготовка магистров к будущей профессиональной деятельности, получение ими знаний о требованиях российских стандартов к обучению студентов-иностранцев русскому языку на разных этапах, образовательных ресурсах и учебных комплексах в области РКИ и особенностях их применения, а также практическое освоение студентами-магистрантами умений и навыков преподавания РКИ в группах с разным составом обучающихся, а также умений самостоятельной разработки новых учебных программ и курсов по РКИ. Данный курс относится к базовым дисциплинам и обязателен для прохождения. Данный курс продолжает одноименный курс, читавшийся на первом году обучения. Знания, умения и навыки, полученные на данном курсе, могут быть применены в будущей профессиональной деятельности, а также при прохождении практики и при написании ВКР.
- Курс является вводным и не требует специальных знаний в области лингводидактики, однако предполагает знание ключевых лингвистических понятий и понимание структуры русского языка, а также наличие у слушателей собственного опыта изучения иностранных языков и навыков уверенного пользователя ПК.
- Знания, умения и навыки, полученные в рамках данного курса могут быть применены в будущей профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения
- Анализируя конкретное задание, сопоставляют его планируемые результаты с конкретными уровнями таксономии Блума.
- Воспроизводят все элементы плана урока иностранного языка в правильной последовательности.
- Воспроизводят не менее 1 техники работы с звучащей речью кроме протокола работы с диалогом.
- Воспроизводят не менее 2 ключевых характеристик коммуникативного подхода к преподаванию.
- Воспроизводят описание не менее 3 техник обучения.
- Воспроизводят описание не менее 3 техник, используемых при преподавании грамматики иностранного языка.
- Воспроизводят описание не менее 3 техник.
- Воспроизводят определения основных терминов педагогики, связанных с психологией обучения.
- Воспроизводят протокол работы с звучащим диалогом.
- Воспроизводят таксономию Блума.
- Для аудитории с заданными характеристиками и конкретной обучающей задачи по теме занятия создают план урока / фрагмента урока, используя не менее 1 техники, обсуждавшейся на занятии.
- Для конкретного грамматического явления русского языка создают план урока (фрагмента урока), используя не менее 1 техники, обсуждавшейся на занятии.
- Для конкретной обучающей задачи создают план урока РКИ.
- Используют не менее 1 компьютерного средства при планировании урока РКИ с конкретными образовательными задачами.
- Могут воспроизвести не менее двух характеристик для каждого из подходов к преподаванию иностранного языка, обсуждавшихся на занятии.
- Могут перечислить не менее 5 компьютерных инструментов, используемых в преподавании РКИ.
- Наблюдая урок иностранного языка, относят его к коммуникативному / некоммуникативному. Приводят не менее 2 доказательств своей точки зрения.
- Наблюдая урок иностранного языка, соотносят его с конкретными подходами к преподаванию, приводят не менее двух доказательств верности соотнесения.
- Создавая конкретное задание, сопоставляют его планируемые результаты с уровнями таксономии Блума.
- анализирует проведенные уроки по плану: (а) описание урока, поставленные преподавателем цели и задачи, полное методическое сопровождение урока, (б) что удалось, (в) что нужно изменить / добавить.
- проводит собственные уроки в группах
- составляет план занятия, основываясь на оценке уровня владения языком и особенностях групповой динамики конкретных учебных групп
- студент владеет навыками - преподавания РКИ в группах с разным составом учащихся
- студент владеет разработки новых учебных программ и учебных материалов для курсов РКИ, ориентированных на учащихся с различными образовательными потребностями
- студент знает существующие образовательные ресурсы и УМК в области РКИ
- студент знает требования российских и зарубежных стандартов к обучению РКИ на разных этапах
- студент умеет использовать известные образовательные ресурсы и УМК в соответствии с образовательными потребностями обучаемого контингента
- студент умеет ориентироваться в основных областях применения профессиональных навыков и компетенций, приобретенных в рамках программы «Русский язык как иностранный во взаимодействии языков и культур»
Содержание учебной дисциплины
- Практикум: разработка и проведение собственных занятий
- Современные методы и подходы в преподавании РКИ (обзор)
- Посещения уроков разных уровней с анализом и оценкой применяемых пособий и методик
- Современные учебные пособия по РКИ (разные уровни и целевые аудитории) и особенности работы с ними
- Разработка (в команде) собственного учебного курса заданного уровня (обоснование целей, задач, методов, отбора материалов и пр.)
- Требования государственных стандартов и современные методики тестирования по РКИ
- Работа с «нестандартными» учащимися РКИ и работа в смешанных группах: рекомендации, материалы
- Анализ своего урока и уроков однокурсников
- Разработка собственных уроков и проведение занятий (в группе однокурсников)
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 4 модульОценка складывается из выполнения заданий по двум частям курса в соотношении 0,6(методика преподавания РКИ) + 0,4(компьютерные инструменты в РКИ).
- 2024/2025 учебный год 2 модуль-
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Schwieter, J. W. (2013). Innovative Research and Practices in Second Language Acquisition and Bilingualism. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=622060
- Вострякова, Н. (2013). Особенности «Дороги В Россию» (Методический Анализ Первой Части Учебного Комплекса) (Рец. На Кн.: Дорога В Россию : Учеб. Русского Языка (Элементарный Уровень) / В. Е. Антонова [И Др.]. Изд. 2-Е, Испр. М. : Цмо Мгу Им. М. В. Ломоносова ; Спб. : Златоуст, 2003. 344 С.). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FF27E798
Рекомендуемая дополнительная литература
- Рогачева Е.Н., Семенова Л.И. - Русский как иностранный. Синтаксис простого и сложного предложения: Продвинутый уровень - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 261с. - ISBN: 978-5-9765-3473-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/102640