• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Этика и социальная ответственность бизнеса

Статус: Курс обязательный (Управление в креативных индустриях)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 3-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предполагает сочетание теоретических и практических занятий (дискуссий, деловых игр, решения кейсов, проведения интервью, подготовка групповых проектов). В рамках теоретических занятий изучаются вопросы об основных подходах к изучению этики бизнеса, корпоративной социальной ответственностью (далее – КСО) и устойчивости, совместных усилиях государства, бизнеса, общества в реализации 17 Целей Устойчивого развития Организации Объединенных Наций (ЦУРов) и международном законодательстве, регламентирующем КСО. Практические занятия направлены на выработку умений и навыков интегрировать инструменты прикладной этики и концепции этики бизнеса в управленческие процессы в компании, как-то: навыки решения этических дилемм, анализа профессиональных и корпоративных этических кодексов, применения инструментов регулирования этичного поведения в компании, этического лидерства. В процессе изучения дисциплины студенты знакомятся с кейсами российских и зарубежных компаний.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины: знакомство с основными понятиями, концепциями и стандартами в области этики бизнеса, корпоративной социальной ответственностью (КСО); анализ «лучших» и «худших» практик международных и российских компаний по этике бизнеса и КСО; выявление и обсуждение причин барьеров и возможностей стимулирования социально-ответственного поведения компаний в России; формирование навыков выявления, анализа и разрешения этических дилемм на рабочем месте, коррупционных кейсов; осознание собственной позиции и отношения к социально-ответственному поведению.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • определять этические вопросы в практике бизнеса
  • определять альтернативы этического выбора менеджера на рабочем месте
  • называть причины возникновения концепций этики бизнеса и КСО
  • объяснять основные виды этических нарушений компаний и последствия их влияния на практику бизнеса, экономику и общество в целом (в т.ч. коррупционных практик)
  • отличать этические основания решения этических дилемм
  • объяснять важнейшие этические теории и применять их к практическим ситуациям в компании
  • применять алгоритмы решения этических дилемм
  • использовать модели принятия решений в ситуации ценностных конфликтов и этических дилемм
  • перечислять инструменты формирования этичного и нравственного поведения работников в компании
  • определять основные виды этических нарушений компаний и последствия их влияния на работников, компанию, экономику и общество в целом
  • объяснять и обсуждать соответствующие регулятивные меры и возможности для снижения количества этических нарушений и противодействия коррупции в бизнесе
  • формулировать и анализировать возможные самостоятельные действия бизнеса для снижения этических нарушений
  • распознавать инструменты регулирования в организации этических нарушений и противодействия коррупции
  • обосновывать критерии этического поведения сотрудников при решении конфликтных ситуаций из практики комиссий по деловой этике
  • описывать содержание международных стандартов, регламентирующих КСО
  • называть конкурентные преимущества, которые получает компания, реализующая КСО
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятие и сущность этики бизнеса
  • Тема 2. Этика бизнеса: исторические традиции развития этики бизнеса в России
  • Тема 3. Этика бизнеса как академическая дисциплина: истоки, структура и основные вопросы
  • Тема 4. Корпоративная социальная ответственность: сущность и содержание
  • Тема 5. Нефинансовая отчетность: сущность и содержание
  • Тема 6. Социально-ответственное поведение компаний в России: особенности контекста, барьеры и стимулы, практики. Антикоррупционное поведение компаний.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Домашнее задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 учебный год 1 модуль
    Формула оценивания итоговая оценка = экзамен * 0.3 + Домашнее задание * 0.3+ Активность на занятиях 0.2+ тест* 0.2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гужина Г.Н., Мумладзе Р.Г., Гужин А.А. - Этика бизнеса - Русайнс - 2021 - ISBN: 978-5-4365-5196-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/936771
  • Современная этика - Канке В.А. - НИЦ ИНФРА-М - 2021 - https://znanium.com/catalog/product/975126 - 1042344 - ZNANIUM

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bowie, N. E. (2013). Business Ethics in the 21st Century. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=581508
  • Schwartz, M. S. (2017). Business Ethics : An Ethical Decision-Making Approach. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1470324
  • Silver, D. (2015). Business Ethics in the 21st Century, by Norman E. Bowie. Dordrecht: Springer, 2013. 235 pp. ISBN: 978-9400762220. Business Ethics Quarterly, (02), 279. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.buetqu.v25y2015i02p279.282.00

Авторы

  • Астахова Алена Геннадьевна