Бакалавриат
2024/2025
Этика и социальная ответственность бизнеса
Статус:
Курс обязательный (Управление в креативных индустриях)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Институт развития креативных индустрий
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина предполагает сочетание теоретических и практических занятий (дискуссий, деловых игр, решения кейсов, проведения интервью, подготовка групповых проектов). В рамках теоретических занятий изучаются вопросы об основных подходах к изучению этики бизнеса, корпоративной социальной ответственностью (далее – КСО) и устойчивости, совместных усилиях государства, бизнеса, общества в реализации 17 Целей Устойчивого развития Организации Объединенных Наций (ЦУРов) и международном законодательстве, регламентирующем КСО. Практические занятия направлены на выработку умений и навыков интегрировать инструменты прикладной этики и концепции этики бизнеса в управленческие процессы в компании, как-то: навыки решения этических дилемм, анализа профессиональных и корпоративных этических кодексов, применения инструментов регулирования этичного поведения в компании, этического лидерства. В процессе изучения дисциплины студенты знакомятся с кейсами российских и зарубежных компаний.
Цель освоения дисциплины
- Цель освоения дисциплины: знакомство с основными понятиями, концепциями и стандартами в области этики бизнеса, корпоративной социальной ответственностью (КСО); анализ «лучших» и «худших» практик международных и российских компаний по этике бизнеса и КСО; выявление и обсуждение причин барьеров и возможностей стимулирования социально-ответственного поведения компаний в России; формирование навыков выявления, анализа и разрешения этических дилемм на рабочем месте, коррупционных кейсов; осознание собственной позиции и отношения к социально-ответственному поведению.
Планируемые результаты обучения
- определять этические вопросы в практике бизнеса
- определять альтернативы этического выбора менеджера на рабочем месте
- называть причины возникновения концепций этики бизнеса и КСО
- объяснять основные виды этических нарушений компаний и последствия их влияния на практику бизнеса, экономику и общество в целом (в т.ч. коррупционных практик)
- отличать этические основания решения этических дилемм
- объяснять важнейшие этические теории и применять их к практическим ситуациям в компании
- применять алгоритмы решения этических дилемм
- использовать модели принятия решений в ситуации ценностных конфликтов и этических дилемм
- перечислять инструменты формирования этичного и нравственного поведения работников в компании
- определять основные виды этических нарушений компаний и последствия их влияния на работников, компанию, экономику и общество в целом
- объяснять и обсуждать соответствующие регулятивные меры и возможности для снижения количества этических нарушений и противодействия коррупции в бизнесе
- формулировать и анализировать возможные самостоятельные действия бизнеса для снижения этических нарушений
- распознавать инструменты регулирования в организации этических нарушений и противодействия коррупции
- обосновывать критерии этического поведения сотрудников при решении конфликтных ситуаций из практики комиссий по деловой этике
- описывать содержание международных стандартов, регламентирующих КСО
- называть конкурентные преимущества, которые получает компания, реализующая КСО
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Понятие и сущность этики бизнеса
- Тема 2. Этика бизнеса: исторические традиции развития этики бизнеса в России
- Тема 3. Этика бизнеса как академическая дисциплина: истоки, структура и основные вопросы
- Тема 4. Корпоративная социальная ответственность: сущность и содержание
- Тема 5. Нефинансовая отчетность: сущность и содержание
- Тема 6. Социально-ответственное поведение компаний в России: особенности контекста, барьеры и стимулы, практики. Антикоррупционное поведение компаний.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 учебный год 1 модульФормула оценивания итоговая оценка = экзамен * 0.3 + Домашнее задание * 0.3+ Активность на занятиях 0.2+ тест* 0.2
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Гужина Г.Н., Мумладзе Р.Г., Гужин А.А. - Этика бизнеса - Русайнс - 2021 - ISBN: 978-5-4365-5196-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/936771
- Современная этика - Канке В.А. - НИЦ ИНФРА-М - 2021 - https://znanium.com/catalog/product/975126 - 1042344 - ZNANIUM
Рекомендуемая дополнительная литература
- Bowie, N. E. (2013). Business Ethics in the 21st Century. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=581508
- Schwartz, M. S. (2017). Business Ethics : An Ethical Decision-Making Approach. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1470324
- Silver, D. (2015). Business Ethics in the 21st Century, by Norman E. Bowie. Dordrecht: Springer, 2013. 235 pp. ISBN: 978-9400762220. Business Ethics Quarterly, (02), 279. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.buetqu.v25y2015i02p279.282.00