• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Религиозные системы Ирана

Статус: Курс обязательный (Язык и литература Ирана)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 2-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Религиозные системы Ирана» охватывает широкий спектр вопросов, касающихся формирования и бытования различных религиозных систем среди иранских народов. Задача курса – познакомить студентов со религиозными памятниками исторического Ирана, с главными вероучениями, вошедшими в историю иранской культуры. Настоящий курс имеет целью познакомить студентов с историей религиозной культуры ираноязычного региона, показав не только своеобразие каждого из рассматриваемых религиозных направлений, но и общие характеристики, прослеживаемые в них. Курс прочно привязан к изучению письменных памятников религиозного содержания и предполагает у студентов способность к их общему текстологическому анализу. В рамках данного курса наряду с обзором этого весьма обширного материала выбирается несколько характерных произведений и тем для более подробного обсуждения. Такое обсуждение позволит студентам не только получить представление о содержании вероучительных концепций, но и освоить методику изучения этих явлений методику и подходы, разработанные научным сообществом при их исследовании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с историей религиозной мысли Иранского мира
  • Формирование у студентов понимания современной религиозной ситуации в Иране на основании исторической картины формирования и бытования в регионе различных религиозных систем
  • Знакомство студентов с основными источниками в рамках изучаемой тематики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты должны знать причины расколов в исламе, понимать их последствия и различия между сложившимися толками
  • Студенты должны обладать знаниями об основных догматах ислама, понимать и трактовать ключевые категории ислама как религиозной системы
  • Студенты должны знать основные этапы развития суфизма, иметь представление об основных понятиях и концептах суфизма, а также обладать знаниями о видах и жанрах суфийской литературы
  • Студенты должны знать предпосылки возникновения бабизма, особенности существования движения и его влияние на последующую бахаистскую традицию
  • Студенты должны обладать базовыми знаниями о раннемусульманском аскетическом движении, а также понимать механизмы его влияние на дальнейшее развитие мусульманских мистических традиций
  • Студенты должны понимать процесс исламизации Ирана, реакцию на нее со стороны местного населения, ее причины и последствия
  • Студенты должны понимать структуру шиитского вероучения, а также знать и уметь определять особенность разнообразных толков в шиизме
  • Студенты имеют базовые знания о жизнеописании и пророческой миссии Заратуштры, имеют представление об этической системе зороастризма, а также об образе Заратуштры в зороастрийской и западной традиции
  • Студенты имеют представления о составе, содержании и значении Авесты, традиции ее комментирования, а также авестологии
  • Студенты обладают базовыми знаниями о ранней истории христианства и проникновении религии в ираноязычную среду
  • Студенты обладают знаниями об основных этапах истории зороастрийского учения и излагают особенности каждого из них
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Иудаизм в доисламском Иране
  • Зороастризм
  • Мандеизм
  • Манихейство
  • Догматика ислама
  • Суннизм и шиизм
  • Исламизация Ирана и реакция на нее. Харизматические пророки
  • Разветвление шиитского направления в исламе. Исмаилизм
  • Мусульманское аскетическое движение. Возникновение суфизма.
  • Суфизм в Иране. Формы, институции и практики
  • Бабизм и бахаизм
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинарские занятия
    На семинарских занятиях студенты участвуют в обсуждении предложенных текстов согласно плану семинарского занятия.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Письменная контрольная работа по основным темам курса
  • неблокирующий Эссе
    Эссе объемом 7500-9000 знаков является итоговой работой по курсу
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 учебный год 4 модуль
    0.2 * Контрольная работа + 0.25 * Семинарские занятия + 0.55 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Abu-Rabiʻ, I. M. (2006). The Blackwell Companion to Contemporary Islamic Thought. Wiley-Blackwell.
  • Afnan, Habib Allah, and Ahang Rabbani. Genesis of the Bábi-Bahá'í Faiths in Shíráz and Fárs, BRILL, 2008.
  • Rippin, A., & Mojaddedi, J. A. (2017). The Wiley Blackwell Companion to the Qur’an (Vol. Second edition). Hoboken, NJ: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1486737
  • Williams, A., Stewart, S., & Hintze, A. (2016). The Zoroastrian Flame : Exploring Religion, History and Tradition. [N.p.]: I.B. Tauris. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1260219

Рекомендуемая дополнительная литература

  • López Farjeat, L. X., & Taylor, R. C. (2016). The Routledge Companion to Islamic Philosophy. Routledge.

Авторы

  • Алонцев Максим Альбертович