• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Сравнительно-историческая грамматика монгольских языков

Статус: Курс обязательный (Монголия и Тибет)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 5-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Дыбо Анна Владимировна
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Диалектология монгольских языков» непосредственно связана с курсами «Теоретическая грамматика монгольского языка», «Сравнительно-историческая грамматика монгольских языков», «Монгольский язык», «Старописьменный монгольский язык». В рамках курса предусматривается углубленное знакомство студентов с разнообразием монгольских языков и их диалектов, чтение текстов и изучение грамматик соответствующих идиомов. Диалекты монгольских языков рассматриваются в их тесной связи с историей формирования письменного и устного общенародного языка, проблемами лингвогеографии, контактов и общей лингвистической ситуацией в местах расселения монгольских народов. Методологическую основу курса составляют сравнительно-исторический и сопоставительный методы: описание того или иного явления в монгольских языках и диалектах обязательно сопровождается объяснением истории развития этого явления, сопоставлением с аналогичными явлениями в типологически и генетически близких языках. Обязательными являются экскурсы в проблематику лингвистической теории контактов. Основная цель курса — дать студентам целостное представление о фонетике, фонологии, морфологии, синтаксисе, лексике, семантике монгольских языков и диалектов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Понимание процессов исторического развития монгольского языка, промежуточных стадий между современным (разговорным, литературным, офици­ально-деловым) и древним языком канонических текстов. Изучение особенностей различных монгольских языков, на которых разговаривают многие народы в Автономном районе Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурском автономном районе, провинциях Цинхай и Ганьсу КНР, а также буряты, калмыки, проживающие на территории России, в диахронии, сопоставление их между собой.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет представлением о роли сравнительного аспекта в историческом языкознании; отличии срав­нительно-исторического языкознания от типологического; языковом развитии как преимущественно дивергентном процессе с возможностью отдельных элементов конвергенции; понятии языковой семьи и праязыка
  • Имеет представления о фонологических особенностях монгольских языков: вокализм, сингармонизм, просодия, полифтонги и дифтонги, ударение, консонантизм
  • Имеет представления о специфике морфологии монгольских языков: агглютинация, синкретизм частей речи, финитные и нефинитные формы глагола
  • Может описать и охарактеризовать синтаксис монгольских языков
  • Имеет представление о лексикографических традициях монголов; лексикографии как самостоятельном разделе монгольского языкознания
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение. Предмет сравнительной фонетики и грамматики. Монгольские народы и языки.
  • Тема 2. Звуковой строй монгольских языков
  • Тема 3. Морфология монгольских языков
  • Тема 4. Синтаксис монгольских языков.
  • Тема 7. Лексикография монгольских языков
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Работа на семинарах
  • блокирует часть оценки/расчета Доклад
  • неблокирующий Зачет
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0,5 работа в аудитории + 0,5 элементы контроля
  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    0.25 * Доклад + 0.25 * Доклад + 0.5 * Зачет + 0.5 * Зачет + 0.25 * Работа на семинарах + 0.25 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Brian D. Joseph, & Hans Henrich Hock. (2009). Language History, Language Change, and Language Relationship : An Introduction to Historical and Comparative Linguistics. [N.p.]: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=756297
  • Freidin, R. (2012). Syntax : Basic Concepts and Applications. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=458651
  • Introducing morphology, Lieber, R., 2011
  • Introducing phonetics and phonology, Davenport, M., 2010
  • Introducing Syntax. (2017). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.repository.ubn.ru.nl.2066.170565
  • Key concepts in phonetics and phonology, O'Grady, G., 2013
  • Morphology and lexical semantics, Lieber, R., 2008
  • The Cambridge handbook of morphology, , 2016
  • Языковая картина мира и системная лексикография, , 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Above and beyond the segments : experimental linguistics and phonetics, , 2014
  • Carnie, A. (2012). Syntax : A Generative Introduction (Vol. 3rd ed). Chichester: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=531592
  • Categorial morphology, Hoeksema, J., 2014
  • Construction morphology, Booij, G., 2010
  • Haspelmath, M. (2014). Comparative syntax. Europe, Europe: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5BE52A01
  • M.A.K. Halliday, & Colin Yallop. (2007). Lexicology : A Short Introduction. Continuum.
  • Moriguchi, T., Fonagy, I., & Kawaguchi, Y. (2006). Prosody and Syntax : Cross-linguistic Perspectives. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=229888
  • Morphology, paradigms and periphrases, Anderson, J. M., 2011
  • Seuren, P. A. M. (2018). Semantic Syntax (Vol. Second revised edition). Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1627187
  • Speech rate, pause, and sociolinguistic variation : studies in corpus sociophonetics, Kendall, T., 2013
  • Understanding morphology, Haspelmath, M., 2012
  • Understanding phonetics, Ashby, P., 2011
  • К истокам языкового разнообразия : десять бесед о сравнительно-историческом языкознании с Е. Я. Сатановским, Старостин, Г. С., 2016

Авторы

  • Хомченкова Варвара Валентиновна
  • Цендина Анна Дамдиновна