Магистратура
2024/2025
Научно-исследовательский семинар "Методология и методы медиаисследований"
Статус:
Курс обязательный (Медиаменеджмент)
Направление:
42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Ефанов Александр Александрович,
Куманева Ирина Петровна,
Магера Татьяна Сергеевна,
Шариков Александр Вячеславович
Прогр. обучения:
Медиаменеджмент
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Данная дисциплина состоит из нескольких блоков, последовательно знакомящих студентов с особенностями написания и оформления академического текста, формирующих навыки поиска и работы с научной литературой, с различными информационными ресурсами и базами данных. Главной задачей научно-исследовательского семинара является формирование у студентов знаний об общих принципах методологии медиаисследований, понимания роли основных методологических элементов в научном исследовании и связи между ними. В результате освоения дисциплины студент способен успешно написать и защитить магистерскую выпускную квалификационную работу.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать понимание общих принципов методологии медиаисследований и понимание роли основных методологических элементов в научном исследовании и связи между ними.
- Познакомить с основными теоретическими методами медиаисследований – общенаучными и специальными.
- Развить аналитические навыки работы с академическими публикациями и понимание специфики научного текста, его стиля, отличия от стиля публицистического и художественного изложения.
- Познакомить со стандартами написания и оформления научно-исследовательских работ, включая курсовые и выпускные квалификационные работы.
- Сформировать навыки презентации, публичной защиты и научной дискуссии.
- Освоить алгоритмы и особенности систем поиска и работы с научной информацией.
- Рассмотреть особенности работы с базами данных, используемых при выполнении научных исследований в области медиа.
- Получить практический навык сбора и обработки научной информации в медиаисследовании.
- Познакомить с видами количественных и качественных исследований.
- Рассмотреть методики проведения количественных и качественных исследований.
- Изучить методы обработки результатов.
- Овладеть навыками анализа собранных данных.
- Сформировать навыки использования качественных методов медиаисследований: метод интервью, семиотический анализ, дискурс-анализ.
- Познакомить с основными историческими методами и принципами исследования и продемонстрировать их возможности применения в медиаисследованиях.
- Разобрать правила подготовки и защиты выпускной квалификационной работы студентов, обучающихся на образовательной программе «Медиаменеджмент» НИУ ВШЭ.
- Осуществить многопрофильную проверку и корректировку описания методологии выпускных квалификационных работ студентов.
- Осуществить многопрофильную проверку и корректировку оформления выпускных квалификационных работ студентов.
- Оказать необходимую методическую поддержку студентам в завершении текста их ВКР.
- Подготовить студентов к качественной устной защите ВКР.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует кейсы, связанные с функционированием современного медиапространства.
- Называет основные методологические элементы научного исследования (объект, предмет, цель, задачи и др.), их взаимосвязь и особенности соотношения.
- Воспроизводит основные российские стандарты (ГОСТы) по оформлению научно-исследовательских работ, библиографических записей и правил академической этики создания научных трудов.
- Называет требования, предъявляемые к содержанию, структуре и оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ на ОП «Медиаменеджмент».
- Называет требования, предъявляемые к презентации результатов научного исследования.
- Ищет, обрабатывает и анализирует источники научной информации с помощью современных информационных технологий.
- Оценивает научное качество источников научной информации, различает их по степени релевантности и авторитетности.
- Оформляет научно-исследовательские работы по российским ГОСТам, в частности, цитаты, таблицы, рисунки, библиографические ссылки.
- Выступает с презентацией и публичной защитой, принимает участие в научной дискуссии.
- Перечисляет типы научных исследований;
- Поясняет особенности иерархической связи между разными типами исследований;
- Интерпретирует смысл ключевых наукометрических показателей - индекса Хирша, импакт-фактора;
- Даёт определение понятиям научной библиотеки, базы данных, валидности научного исследования, авторитетности издания и исследователя;
- Называет важнейшие индексы цитируемости, используемые в научных медиаисследованиях в текущей ситуации;
- Демонстрирует расчёт ключевых наукометрических показателей применительно к конкретной научной публикации;
- Указывает наиболее авторитетные научные публикации в избранной области, опираясь на ключевые наукометрические показатели;
- Перечисляет типы баз данных, применимых в медиаисследованиях;
- Составляет список научных источников, опираясь на алгоритм поиска научной информации;
- Демонстрирует следующие умения: входить в базу данных, формировать запрос, осуществлять селекцию информации в соответствии с задачами исследования, анализировать полученные данные, делать корректные научные выводы и задавать исследовательские вопросы на основе полученных данных;
- Комментирует результаты анализа алгоритмов и нюансов использования баз данных;
- Обосновывает наличие отдельных единиц списка научных источников и взаимосвязь между ними;
- Доказывает значимость использования стандартизированных библиографических описаний в научных публикациях через предъявление рациональных аргументов и приведение примеров;
- Применяет ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.80-2000, ГОСТ 7.82-2001 при составлении библиографических описаний.
- Называет исторические методы и принципы исследования;
- Объясняет работу исторических методов и принципов в медиаисследованиях;
- Применяет исторические методы и принципы исследования в написании историографического обзора, источникового обзора, методологической базы и обосновании хронологических рамок исследования;
- Пишет историографический обзор для своего исследования;
- Пишет источниковый обзор для своего исследования;
- Описывает методологическую базу своего исследования;
- Обозначает хронологические рамки своего исследования и обосновывает их.
- Корректирует описание методологии и методов исследования, а также оформление ВКР.
- Презентует результаты ВКР.
- Проводит опрос и получает сырые данные;
- Применяет методики обработки данных;
- Получает предварительные итоги и анализирует непротиворечивость результатов обработки данных;
- Презентует итоговые данные.
Содержание учебной дисциплины
- Основные категориальные элементы методологии научного исследования
- Специфика научного текста и правила его оформления
- Ключевые теоретические методы исследования в социогуманитарной сфере, широко используемые в медиаисследованиях.
- Введение. Иерархия научной достоверности
- Ключевые наукометрические показатели
- Типы научных текстов
- Базы данных научной информации
- Базы данных статистической информации
- Базы данных социологических исследований
- Базы данных отраслевых исследований
- Основные методы и понятия медиаисследований.
- Исследовательский практикум 4 модуля 1 курса
- Методы интервьюирования
- Семиотический анализ
- Дискурс-анализ
- Исторический подход к изучению медиа: основные принципы и задачи.
- Виды источников.
- Принципы исторических исследований (истины, конкретности, историзма, объективности, системности, опоры на исторические источники).
- Историографический и источниковый обзор.
- Историческая память и цифровая история.
- Изучение нормативно-правовой базы защиты магистерских ВКР
- Проверка и корректировка описания методологии ВКР студентов
- Проверка и корректировка описания методов, использованных студентами в ВКР
- Проверка и корректировка оформления и презентаций для защиты ВКР, их соответствия существующим нормативным документам.
- Подготовка выступления на защите ВКР
Элементы контроля
- Посещаемость
- Контрольная работа №1
- Экзамен
- Оценка за блок дисциплины Джуры А.П.Формула оценивания: 0,1 - Посещаемость; 0,2 - Активность; 0,3 - Коллоквиум; 0,2 - Доклад; 0,2 - Экзамен. Правило округления: От 0,1 до 0,69 в сторону понижения до целого балла, от 0,7 до 0,9 – в сторону повышения до целого балла. Промежуточные оценки не округляются, округление применяется только к итоговым оценкам. Оценки по отдельным заданиям могут выставляться в виде десятичной дроби (не целым числом).
- Оценка за блок дисциплины Колесова Д.Г.Формула оценивания: 0.1 - Посещаемость; 0.5 - Практическое задание; 0.4 - Предзащита курсовой работы. Итоговая оценка округляется по арифметическим правилам.
- Контрольная работа №2
- Оценка за блок дисциплины Ефанова А.А.Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-балльной шкале. Блокирующие элементы в системе оценивания не предусмотрены. Программа дисциплины не предполагает проведение экзамена, результирующая оценка определяется по итогам текущего контроля. Формула оценивания: Оитог = О1 * 0,3 + О2 * 0,2 + + О3 * 0,2 + П * 0,3, где О1 – оценка за задание 1; О2 – оценка за задание 2; О3 – оценка за задание 3; П – балл за посещаемость занятий, данная переменная может принимать следующее значение: 10 баллов ставится, если студент посетил 95-100 процентов занятий; 9 баллов ставится, если студент посетил 88-94 процентов занятий; 8 баллов ставится, если студент посетил 80-87 процентов занятий; 7 баллов ставится, если студент посетил 70-79 процентов занятий; 6 баллов ставится, если студент посетил 60-69 процентов занятий; 5 баллов ставится, если студент посетил 50-59 процентов занятий; 4 балла ставится, если студент посетил 40-49 процентов занятий; 3 балла ставится, если студент посетил 30-39 процентов занятий; 2 балла ставится, если студент посетил 20-29 процентов занятий; 1 балл ставится, если студент посетил 10-19 процентов занятий; 0 баллов ставится, если студент посетил менее 10 процентов занятий. Округление оценки осуществляется по арифметическому правилу: 0,1-0,5 в сторону целого меньшего числа, 0,6-0,9 – целого большего числа.
- Оценка за блок дисциплины Куманевой И.П.ФОРМУЛА ОЦЕНИВАНИЯ: 0.400 Домашнее задание 1 и 2 (индивидуальные); 0.250 Домашние задания 3 и 4 (групповые); 0.250 Посещаемость; 0.100 Работа на занятии; Правило округления: Итоговая оценка округляется по арифметическим правилам.
- Активность студента (посещаемость и действия во время семинара)
- Домашняя работа (оценка по методологическим вопросам)
- Самостоятельная работа (оценка по вопросам оформления работы)
- Экзамен (предзащита ВКР)
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.2 * Контрольная работа №1 + 0.2 * Контрольная работа №1 + 0.2 * Контрольная работа №2 + 0.2 * Контрольная работа №2 + 0.2 * Посещаемость + 0.2 * Посещаемость + 0.4 * Экзамен + 0.4 * Экзамен
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.56 * Оценка за блок дисциплины Джуры А.П. + 0.56 * Оценка за блок дисциплины Джуры А.П. + 0.44 * Оценка за блок дисциплины Колесова Д.Г. + 0.44 * Оценка за блок дисциплины Колесова Д.Г.
- 2024/2025 учебный год 2 модуль0.5 * Оценка за блок дисциплины Ефанова А.А. + 0.5 * Оценка за блок дисциплины Ефанова А.А. + 0.5 * Оценка за блок дисциплины Куманевой И.П. + 0.5 * Оценка за блок дисциплины Куманевой И.П.
- 2024/2025 учебный год 3 модуль0.2 * Активность студента (посещаемость и действия во время семинара) + 0.2 * Активность студента (посещаемость и действия во время семинара) + 0.2 * Домашняя работа (оценка по методологическим вопросам) + 0.2 * Домашняя работа (оценка по методологическим вопросам) + 0.2 * Самостоятельная работа (оценка по вопросам оформления работы) + 0.2 * Самостоятельная работа (оценка по вопросам оформления работы) + 0.4 * Экзамен (предзащита ВКР) + 0.4 * Экзамен (предзащита ВКР)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 9781292034898 - Agresti, Alan; Finlay, Barbara - Statistical Methods for the Social Sciences - 2014 - Pearson - https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=1418314 - nlebk - 1418314
- O’Gorman, K., & MacIntosh, R. (2015). Research Methods for Business and Management : A Guide to Writing Your Dissertation (Vol. Second edition). Oxford, England: Goodfellow Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2229969
- Ефанов, А. А. Социология медиакультуры и медиаобразования : учебное пособие для вузов / А. А. Ефанов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 124 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12432-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447477 (дата обращения: 27.08.2024).
- Кравченко, А. И. Методология и методы социологических исследований в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / А. И. Кравченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 448 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00066-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509757 (дата обращения: 27.08.2024).
- Лаппо-Данилевский, А. С. Методология истории в 2 ч. Часть 1. Теория исторического знания / А. С. Лаппо-Данилевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 239 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07070-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516650 (дата обращения: 27.08.2024).
- Лаппо-Данилевский, А. С. Методология истории в 2 ч. Часть 2. Методы исторического изучения / А. С. Лаппо-Данилевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 315 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07072-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516651 (дата обращения: 27.08.2024).
- Лебедев, С. А. Методология научного познания : учебное пособие для вузов / С. А. Лебедев. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 153 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00588-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470465 (дата обращения: 27.08.2024).
- Методы коммуникативных исследований, Леонтович, О. А., 2011
- Федотова, Л. Н. Социология массовых коммуникаций. Теория и практика : учебник для вузов / Л. Н. Федотова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 603 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15379-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510820 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Антохонова, И. В. Методы прогнозирования социально-экономических процессов : учебное пособие для вузов / И. В. Антохонова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 213 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04096-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468285 (дата обращения: 27.08.2024).
- Бессонов, Б. Н. История и философия науки : учебное пособие для вузов / Б. Н. Бессонов. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 293 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04523-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468377 (дата обращения: 27.08.2024).
- Бессонов, Б. Н. История и философия науки : учебное пособие для вузов / Б. Н. Бессонов. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 293 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04523-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510486 (дата обращения: 27.08.2024).
- Ваньке, А. В. Как собрать данные в полевом качественном исследовании : учебное пособие / А. В. Ваньке, Е. В. Полухина, А. В. Стрельникова. — Москва : Высшая школа экономики, 2020. — 256 с. — ISBN 978-5-7598-2086-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173398 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Глухих И.Н. - Теория систем и системный анализ. 2-е издание. Учебное пособие - 978-5-392-26078-2 - Проспект - 2017 - http://ebs.prospekt.org/book/37796 - 37796 - PROSPECT
- Дахин, А. В. Коллективная социально-историческая память в современном обществе : учебное пособие для вузов / А. В. Дахин. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 209 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15182-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520190 (дата обращения: 27.08.2024).
- Институциональный анализ дисфункций государственного управления экономикой : монография / под ред. В.С. Осипова. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. — 206 с. — (Научная книга). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/937518
- История и философия науки : учебник для вузов / А. С. Мамзин [и др.] ; под общей редакцией А. С. Мамзина, Е. Ю. Сиверцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 360 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00443-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468739 (дата обращения: 27.08.2024).
- Магистерская диссертация: методы и организация исследований, оформление и защита : учебное пособие / А. В. Беляев, М. М. Бутакова, В. И. Беляев [и др.]. — Москва : КноРус, 2018. — 262 с. — (для магистрантов). — ISBN 978-5-406-06468-9. — URL: https://book.ru/book/929521 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
- Магистерская диссертация. Выпускная квалификационная работа магистра. (2018). Russia, Europe. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F751E542
- Методология и методы социологических исследований. Ч.1:, Кравченко, А. И., 2017
- Методология и методы социологических исследований. Ч.2:, Кравченко, А. И., 2017
- Методология научно-гуманитарного познания: монография / Е.А. Соколков. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 352 с. — (Научная книга). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/774236
- Новая философская энциклопедия. Т.1: А - Д, , 2010
- Новая философская энциклопедия. Т.2: Е - М, , 2010
- Новая философская энциклопедия. Т.3: Н - С, , 2010
- Новая философская энциклопедия. Т.4: Т - Я, , 2010
- Семиосфера : Культура и взрыв; Внутри мыслящих миров; Статьи. Исследования. Заметки, Лотман, Ю. М., 2001
- Соколова, М. В. Теория и методология истории. Историческая память : учебное пособие для вузов / М. В. Соколова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 113 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10089-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513426 (дата обращения: 27.08.2024).
- Теория и методология истории : учебник и практикум для вузов / А. И. Филюшкин [и др.] ; под редакцией А. И. Филюшкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 323 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-1820-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468961 (дата обращения: 27.08.2024).
- Черновалов, П. А., Начала количественного анализа в институциональной теории: социальный аспект : монография / П. А. Черновалов, П. В. Соолодуха, А. В. Черновалов. — Москва : Русайнс, 2021. — 254 с. — ISBN 978-5-4365-6256-8. — URL: https://book.ru/book/939918 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.