• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Введение в алтаистику

Статус: Курс обязательный (Турция и тюркский мир)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 5-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Дыбо Анна Владимировна
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на расширение типологического кругозора у студентов, желающих специализироваться в алтаистике и индоевропеистике. В рамках курса слушатели освоят сведения по сравнительно-исторической алтаистике, ознакомятся с внешней историей алтайских языков и народов, смогут решать задачи по выявлению многочисленных алтайско-индоевропейских языковых контактов. Знакомство с алтайской языковой семьей, занимающей обширные территории Евразии и на протяжении длительной истории неоднократно вступавшей в контакт с различными группами индоевропейских языков (в частности, с иранской, славянской, германской), совершенно необходимо для грамотного востоковеда. Курс содержит обширное историческое, культурологическое и этнографическое введение. За ним следует ознакомление студентов с основными структурными особенностями алтайской семьи языков, практическое знакомство с одним-двумя избранными языками из каждой алтайской группы и изложение сравнительно-исторических сведений по каждой из групп. В ходе курса излагается концепция, находящаяся на переднем крае сравнительно-исторической алтаистики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Студент должен знать названия и социолингвистический статус основных языков алтайской семьи; хронологию разделения праалтайского языка на основные ветви; общие типологические характеристики алтайской фонетики и грамматики, основные тенденции их развития от праалтайского состояния к современному;
  • Студент должен уметь критически пользоваться основными источниками по сравнительной грамматике алтайских языков и этимологическими словарями; оценивать достоверность алтайских данных с точки зрения фонетических, семантических и дистрибуционных критериев
  • Студент должен владеть способностью критически оценивать работы ведущих алтаистов, использующих в своих работах алтайские данные, с точки зрения грамотности и полноты анализа привлекаемого языкового материала
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Получение общего представления о структуре и истории монгольских языков
  • Получение общего представления о структуре и истории тунгусо-манчжурских языков
  • Получение общего представления о структуре и истории корейско-японской группы языков
  • Студент формулирует названия и социолингвистический статус основных языков алтайской семьи; хронологию разделения праалтайского языка на основные ветви; общие типологические характеристики алтайской фонетики и грамматики, основные тенденции их развития от праалтайского состояния к современному
  • Студент анализирует основные источники по сравнительной грамматике алтайских языков и этимологические словари; оценивает достоверность алтайских данных с точки зрения фонетических, семантических и дистрибуционных критериев
  • Студент критически оценивает работы ведущих алтаистов, использующих в своих работах алтайские данные, с точки зрения грамотности и полноты анализа привлекаемого языкового материала
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общие сведения о классификации алтайских языков и алтайской реконструкции
  • Монгольская группа внутри алтайской семьи языков.
  • Тунгусо-маньчжурская группа внутри алтайской семьи языков.
  • Корейско-японская группа внутри алтайской семьи языков.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в семинарах
  • неблокирующий Письменная работа
  • неблокирующий Устный опрос
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    0.3 * Письменная работа + 0.3 * Устный опрос + 0.4 * Участие в семинарах
  • 2024/2025 учебный год 3 модуль
    0.3 * Письменная работа + 0.3 * Устный опрос + 0.4 * Участие в семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алтайские языки и восточная филология : памяти Э. Р. Тенишева, , 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Письменные языки мира. Языки Российской Федерации. Кн.2: ., , 2003
  • Теоретическая грамматика японского языка. Кн.1: ., Алпатов, В. М., 2008
  • Теоретическая грамматика японского языка. Кн.2: ., Алпатов, В. М., 2008

Авторы

  • Каменева Ольга Николаевна
  • Хомченкова Варвара Валентиновна
  • Дыбо Анна Владимировна