• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Стратегический менеджмент

Статус: Курс обязательный (Бизнес-информатика)
Направление: 38.03.05. Бизнес-информатика
Когда читается: 4-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

***Общее описание: Курс «Стратегический менеджмент» относится к базовой части дисциплин направления и формирует у студентов знания и навыки для подготовки к карьере профессионального менеджера в рамках образовательной программы бакалавриата «Бизнес-информатика» по 38.03.05 «Бизнес-информатика». Дисциплина предполагает освоение современного теоретического фундамента стратегического управления, а также овладение навыками в проведении стратегического анализа, проектировании бизнеса и его трансформации, оценке стратегических альтернатив, и разработке стратегий. Дисциплина направлена на развитие стратегического мышления, практическое изучение основ стратегического менеджмента, концепций и принципов реализации стратегического процесса в современной организации в условиях высокой неопределенности и сложности. Стратегический менеджмент является дисциплиной, обобщающей и систематизирующей многие знания и навыки из других управленческих дисциплин, проецируя их в перспективе стратегического управления бизнесом в целом. В рамках курса уже известные фреймворки бизнес-модели, стратегии голубого океана, 5-ти рыночных сил, PEST и SWOT-анализ и т.п. будут более углубленно изучены в их взаимосвязи и в применении к стратегическому развитию бизнеса.***Структура занятий: Лекции предоставляют возможность изучить и структурировать теоретический и концептуальный материал, касающийся современных теорий, терминов, концепций, принципов, и моделей стратегического менеджмента. Путем рассмотрения мини-кейсов и примеров из практики, будут рассматриваться важные теоретические и концептуальные положений стратегического менеджмента. Лекции позволяют правильно понять рекомендации по использованию моделей и фреймворком (в их взаимосвязи друг с другом), специфические для данного курса. Семинары предназначены преимущественно для практической отработки моделей, фреймворков, и концепций путем их применения к кейсам и выполнения упражнений. На семинарах обучающиеся имеют возможность качественно освоить инструментарий, необходимый для успешной подготовки и сдачи проекта и прохождения экзамена.***Особые указания: При подготовке работ и ответов к контрольным, экзаменационным и другим заданиям не допускается использование информации, запрещенной для детей или запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Работы и ответы, содержащие такую информацию, будут аннулированы. Предоставляя письменные и устные ответы и работы, студенты соглашаются с возможностью их использования в образовательном процессе путем публичного обсуждения, комментирования, анализа их устно или письменно во время очных занятий или заочного общения. Все официальные коммуникации между студентами и преподавателями организуются через корпоративную электронную почту или LMS. Дополнительные каналы связи (например, мессенджеры) допускаются в качестве неформальных средств переписки только в том случае, если они исключают трансграничную передачу данных. ***Особенности системы оценивания: Оценки 8 подразумевают явно и однозначно продемонстрированные знания на основе основной, дополнительной и рекомендуемой литературы и материалов. Они также отражают компетенции, связанные с практическим применением всех изученных в курсе инструментов, методик и фреймворков в соответствии с рекомендациями и правилами, предоставленными преподавателем. Некоторые рекомендации и правила из других источников могут быть недостаточными для получения отличных оценок, а в некоторых случаях настолько несовместимыми с содержанием курса, что это может привести к значительному снижению качества ответов. Оценки 9-10 предполагают демонстрацию знаний, умений и навыков, превосходящих ожидания к оценке 8. Ответы, письменные или устные, подготовленные с помощью искусственного интеллекта, допускаются только в том случае, если они помечены как полученные с помощью искусственного интеллекта. Поскольку почти все вопросы и задания в рамках курса подразумевают максимально конкретные ответы, то ответы или их части общего или обобщенного характера не будут считаться качественными. *** Литература и учебные материалы: Литература, указанная в качестве основной, необходима для удовлетворительного завершения курса. Для более высоких уровней ожидается, что студенты будут изучать дополнительную литературу, а также дополнительные и рекомендуемые источники и материалы, предусмотренные в программе курса. Дополнительные источники и материалы будут объявлены во время занятий. Часть знаний, необходимых для получения оценок уровня 8-10, будет предоставлена в рамках живого взаимодействия на лекциях и семинарах. Ожидается, что заинтересованные студенты будут делать пометки, вести конспекты, активно изучать презентации и запоминать содержание, участвуя в обсуждениях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из имеющихся требований, ресурсов и ограничений
  • осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения задач долгосрочного развития бизнеса
  • проводить моделирование, анализ и совершенствование бизнеса в интересах достижения им стратегических целей развития
  • проводить анализ и исследование рынка, принимать рациональные решения для управления бизнесом
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • оценивать предпосылки и последствия использования базовых стратегий
  • применять базовые стратегии в практических ситуациях
  • описывать природу и типы конкурентного преимущества
  • различать стратегический, проектный, операционный менеджмент
  • строить и анализировать бизнес-модели
  • описывать тренды/ стратегии трансформации бизнес-моделей
  • оценивать условия и результаты освоения новых бизнес-моделей
  • разрабатывать траектории развития бизнес-моделей
  • разрабатывать и анализировать цепочку создания ценности
  • оценивать условия и результаты реализации стратегии голубого океана
  • разрабатывать стратегию инновации ценности
  • выявлять сильные и слабые стороны с помощью цепочки создания ценности компании
  • оценивать и анализировать условия и результаты реализации различных стратегий интеграции
  • оценивать и анализировать условия и результаты использования решений по аутсорсингу и других решений, касающихся границ бизнеса
  • описывать цепочку ценности отрасли
  • проводить сравнительный анализ ресурсов и компетенций
  • оценивать и анализировать условия и результаты применения различных стратегий роста/ развития
  • описывать и выявлять ключевые, отличительные, динамические компетенции
  • проводить анализ отрасли в статике и динамике
  • описывать паттерны развития отраслей и технологий
  • оценивать применимость различных стратегий на разных стадиях жизненного цикла отрасли
  • проводить PESTEL-анализ
  • проводить анализ пяти рыночных сил
  • анализировать конкурентную ситуацию с помощью карты стратегических групп
  • проводить анализ ближайших конкурентов с помощью конкурентного профиля
  • проводить портфельный анализ корпорации
  • анализировать и оценивать возможности и ограничений различных международных стратегий
  • оценивать и анализировать условия и результаты применения различных стратегий диверсификации
  • проводить обобщение стратегического анализа с помощью SWOT-инструментов
  • описывать и анализировать стратегические намерения компании (ценности, видение, миссия, цели)
  • анализировать связь стратегии с показателями деятельности компании
  • анализировать возможности и ограничения различных форм гибкого организационного дизайна
  • описывать взаимодействие между стратегией, структурой и культурой
  • документировать стратегию с помощью дорожной карты
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Стратегия и конкурентное преимущество
  • Бизнес и его трансформация
  • Цепочка создания ценности
  • Границы бизнеса
  • Ресурсы и компетенции
  • Анализ отрасли
  • Рынок и конкуренция
  • Стратегия корпорации
  • Разработка стратегии
  • Реализация стратегии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Промежуточное тестирование
    Проводится в конце первого – начале второго модуля дисциплины. Реализуется в виде теста с ограниченным временем в строго установленные и согласованные со студентами сроки. Пересдача не предусмотрена. Не является блокирующим. Количество, тип, сложность, структура, последовательность тестовых вопросов, равно как и день, время, и продолжительность тестирования определяются лектором по дисциплине заблаговременно, не позднее трех календарных дней до проведения тестирования. При реализации тестирования планируется использовать технологию Safe Exam Browser, которая потребует установки программного обеспечения на компьютер и некоторого ограничения на использование техники (кол-во используемых экранов, приложений и т.п.). Максимальная оценка по тестированию 10 баллов. Получение отличных оценок (8 и выше) предполагается на основе знания основной, дополнительной и рекомендуемой литературы и материалов, а также теории, концепций, терминологического аппарата, фреймворков, методов, кейсов и т.п., рассмотренных в рамках лекций и семинаров.
  • неблокирующий Командный аналитический проект
    В рамках дисциплины обучающимся предлагается выполнение заданий, базирующихся на предложенном преподавателем кейсе. Данный проект выполняется в рамках студенческих команд, состав и порядок формирования которых оговаривается преподавателем отдельно. Каждое задание предполагает практическое, согласованное и целенаправленное использование нескольких инструментов стратегического анализа и/или разработки стратегии. Данные инструменты должны быть использованы для выполнения нескольких взаимосвязанных заданий. Результаты проекта включают в себя письменный аналитический отчет с источниками, а также презентация в виде слайдов и командного устного выступления. Оценка по проекту носит командный характер. Индивидуализация оценки возможна по запросу большинства команды, представленному до направления результатов проекта. Сроки представления жесткие.
  • блокирует часть оценки/расчета Экзамен
    Экзамен проводится при завершении изучения дисциплины, в рамках экзаменационной сессии. Экзамен включает как тестовые вопросы, аналогичные используемым в промежуточном тестировании, так и задания с развернутыми письменными ответами. Экзамен проводится в ограниченное время в строго установленные сроки. При реализации тестирования планируется использовать технологию Safe Exam Browser, которая потребует установки программного обеспечения на компьютер и некоторого ограничения на использование техники (кол-во используемых экранов, приложений и т.п.). Пересдача реализуется в соответствии с правилами и регламентами НИУ ВШЭ. Блокирует 50% общей оценки. Экзамен оценивает знания, умения, и навыки, относящиеся ко всем темам дисциплины. Количество, тип, сложность, структура, последовательность вопросов экзаменов, равно как и день, время, и продолжительность тестирования определяются лектором по дисциплине заблаговременно. Максимальная оценка по экзамену 10 баллов. Получение отличных оценок (8 и выше) предполагает знания основной, дополнительной и рекомендуемой литературы и материалов, а также теории, концепций, терминологического аппарата, фреймворков, методов, кейсов и т.п., рассмотренных в рамках лекций, семинаров, и самостоятельной работы обучающихся.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.2 * Командный аналитический проект + 0.3 * Промежуточное тестирование + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alpina - 351 - А.Остервальдер; И.Пинье - Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора - 9785961423457 - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/351
  • Титов, С. А., Современный стратегический анализ : учебное пособие / С. А. Титов, С. А. Шубин. — Москва : КноРус, 2024. — 284 с. — ISBN 978-5-406-12258-7. — URL: https://book.ru/book/950691 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии : учебник для вузов / А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд ; пер. с англ. под ред. Л .Г. Зайцева, М. И. Соколовой. — Москва : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. - 576 с. - ISBN 978-5-85173-059-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1028918

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 21583 - К.Франкенбергер; М. Ермакова; М.Шик; О. Гассман - Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов - 9785961438581 - Альпина Паблишер - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/21583
  • Alpina - 22297 - А.Циммерман; Г.Мюллер-Стивенс; И. Интеллект; К.Линц - Радикальное изменение бизнес-модели: Адаптация и выживание в конкурентной среде - 9785961471823 - Альпина Паблишер - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/22297
  • Alpina - 22933 - М.Портер - Что такое стратегия? - нет номера - Альпина.Статьи - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/22933
  • Alpina - 8932 - М.Портер - Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость - 9785961443349 - Альпина Паблишер - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/8932
  • Будущее конкуренции : создание уникальной ценности вместе с потребителями, Прахалад, К. К., 2006
  • Гейман, О. Б. Сбалансированная система показателей : учебное пособие / О. Б. Гейман. — Москва : РТУ МИРЭА, 2021. — 68 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/218465 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Ключевые стратегические инструменты. 88 инструментов, которые должен знать каждый менеджер / пер. с англ. В. Н. Егорова. — 3-е изд., электрон. - 978-5-00101-694-6 - Эванс В. - 2020 - Москва: Лаборатория знаний - https://ibooks.ru/bookshelf/372735 - 372735 - iBOOKS
  • Конкурентная стратегия : методика анализа отраслей и конкурентов, Портер, М., 2007
  • Конкурентная стратегия : методика анализа отраслей и конкурентов, Портер, М., 2011
  • Конкурентное преимущество : как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость, Портер, М., 2005
  • Портер, М. Е. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов : учебно-практическое пособие / М. Е. Портер. - 7-е изд. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. - 453 с. - ISBN 978-5-9614-6306-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1838939
  • Построение бизнес - моделей, Остервальдер, А., 2015
  • Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон-мл., А. А., 2009
  • Стратегия чистого листа : как перестать планировать и начать делать бизнес, Розин, М., 2015
  • Чан Ким, Рене Моборн - Переход к голубому океану - 9785001174592 - МИФ - 2018 - https://hse.miflib.ru/#/book/20584 - 20584

Авторы

  • Титов Сергей Анатольевич