Бакалавриат
2024/2025
Педагогическая психология
Статус:
Курс обязательный (История)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Департамент истории
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Полонская Софья Вадимовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Курс по педагогической психологии направлен на ознакомление студентов с последними достижениями науки и психологической практики в области психологизации педагогического процесса в рамках изучения основных разделов психологии образования: психология обучения, психология воспитания и психологи педагогической деятельности и личности учителя. В результате освоения дисциплины слушатели получат системные представления о психологии образовательной среды, личности и педагогической деятельности. Овладеют основными компетенциями, связанными с конкретными действиями и приемами представления материала, способами самопрезентации и взаимодействия с другими участниками педагогического процесса.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать представление о месте и роли педагогической психологии в системе научного знания и в педагогической деятельности.
- Дать представление об основных разделах психологии образования: психологии обучения, психологии воспитания, психологии педагогической деятельности и личности учителя.
- Сформировать у студентов навыки представления учебного материала с учетом индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей учащихся.
- Развить умения оценивать собственные педагогические способности и развивать их в процессе представления учебного материала.
- Расширить представления о педагогическом конфликте и сформировать навыки его преодоления при взаимодействии с участниками образовательного процесса.
- Сформировать навыки определения и предупреждения профессиональной деформации и профессионального выгорания педагога.
Планируемые результаты обучения
- Владеет основными представлениями о педагогической психологии, ее месте в системе наук и роли в педагогической деятельности учителя.
- Знает основные разделы педагогической психологии, понимает специфику психологического знания.
- Знает основы психологии понимания и обучаемости, как базы психологии успешного обучения учащихся.
- Знает психологические барьеры и причины их возникновения при воспитании учащихся.
- Знает компоненты успешной педагогической деятельности в области педагогических способностей и имиджа учителя.
- Знает причины педагогических конфликтов и профессиональной деформации педагогов.
- Умеет повышать эффективность понимания и обучаемости учащихся с использованием средств ведущей модальности.
- Владеет способами выявления и преодоления психологических барьеров, как средства воспитательного воздействия педагога.
- Умеет определять и развивать педагогические способности и имиджа учителя, как средства повышения эффективности педагогической деятельности.
- Владеет способами определения и предупреждения педагогического конфликта и профессиональной деформации педагога.
Содержание учебной дисциплины
- 1. Основы педагогической психологии и психологии понимания
- 2. Психология обучаемости
- 3. Психологические барьеры воспитания
- 4. Педагогические способности
- 5. Психология педагогического конфликта
- 6. Имидж и самопрезентация педагога
- 7. Профессиональная деформация и выгорание педагога
Элементы контроля
- Психологическое заключение (Теппинг-тест)Студент проводит Теппинг-тест, анализирует и интерпретирует результаты, формулирует выводы и составляет рекомендации об организации образовательного процесса для испытуемого по результатам тестирования.
- Кейс "Решение конфликтных ситуаций"Студент получает кейс с реальной конфликтной ситуацией в школе, анализирует ее и предлагает пути решения с точки зрения структурных элементов личности Э. Берна.
- Эссе «Мой имидж будущего учителя»Студент представляет эссе с результатами конструирования визуального и личностного имиджа учителя с учетом результатов анализа своих индивидуально-личностных особенностей.
- Экзамен (тест)
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st module0.2 * Кейс "Решение конфликтных ситуаций" + 0.2 * Психологическое заключение (Теппинг-тест) + 0.4 * Экзамен (тест) + 0.2 * Эссе «Мой имидж будущего учителя»
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Педагогическая психология : учебник для вузов / В. А. Гуружапов [и др.] ; ответственный редактор В. А. Гуружапов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 493 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15609-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509195 (дата обращения: 27.08.2024).
- Симановский, А. Э. Педагогическая психология : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / А. Э. Симановский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 203 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-06004-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441588 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Елфимова, М. М. Педагогическая психология: сборник кейсов : учебно-методическое пособие / М. М. Елфимова. — Оренбург : ОГПУ, 2022. — 190 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/323960 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Ольшанский, Д. В. Новая педагогическая психология / Д. В. Ольшанский. — Москва : Академический Проект, 2020. — 528 с. — ISBN 978-5-8291-2800-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132657 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.