Бакалавриат
2024/2025
Научно-исследовательский семинар
Статус:
Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Департамент медиа
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
5
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар на 2 курсе программы «Медиакоммуникации» предназначен для формирования у студентов базовых представлений и навыков в сфере медиаисследований. Тематический модуль «Введение в медиаисследование» раскрывает специфику социально-гуманитарного знания с последующим фокусом на исследованиях в сфере медиа, включая их дизайн, методы и оформление результатов. Тематический модуль под «Методы исследования медиаконтента», который посвящен изучению направлений и методов анализа медиаконтента (количественным и качественным). Формы текущего контроля включают домашние задания (написание аналитической записки по итогам сбора данных, разработка исследовательских проектов). Тематический блок «Опросные методы исследования» посвящен принципам сбора количественных опросных данных, качественных опросных данных и методологических принципов проведения опросных исследований онлайн. По итогам курса студенты выполняют практические задания: разрабатывают и пилотируют собственный исследовательский инструментарий, как в индивидуальном порядке, так и в небольших группах.3 Курс посвящён инструментальным методам медиааналитики. Во втором модуле студенты научатся использовать системы генеративного искусственного интеллекта, не требующие навыков программирования, для создания и анализа медиаконтента, интерпретации статистических данных и принятия решений в процессе создания и редактирования различных материалов. Они получат представление о методах промпт-инжиниринга, создании системных ролей для систем искусственного интеллекта и основных разновидностях генеративных систем для анализа данных в медиасфере. Третий модуль курса направлен на развитие у слушателей знаний о математических методах в медиаисследованиях и связанных с ними практических навыках, а также с математическими основами ИИ-моделей. Тематический блок «Введение в математическую статистику» познакомит студентов с моделированием случайных величин, первичной обработкой количественных данных в медиаисследованиях, точечном и интервальном оценивании неизвестных параметров распределений, проверкой статистических гипотез и азами продвинутых методов статистического анализа (корреляционный, кластерный и факторный анализ). Тематический блок «Прикладные задачи в медиаисследованиях» даст представление о принципах сбора количественных данных медиаисследований, ключевых метриках медиаметрии, панельных методах и количественных методах контент-анализа. Четвертый модуль посвящен маркетинговому анализу данных для принятия решений в бизнесе и оптимизации работы с трафиком на коммерческих сайтах. Тематический блок «Маркетинговая аналитика для оптимизации интернет-рекламы» познакомит с базовым набором метрик продвижения для продуктов и их арифметикой, применяемой в прикладных задачах бизнес-анализа, а также с главными отчетами в веб-аналитической системе «Яндекс Метрика». Блок «Методы проведения экспериментов в бизнесе при помощи маркетинговой аналитики» позволит разобраться с типовыми методами приоритезации гипотез в бизнесе и способами их проверки, что в свою очередь позволит студентам освоение аналитических подходов к формулированию идей для продвижения в интернете. Блок «Исследовательский анализ данных в бизнесе при помощи таблиц и Python» — прикладной блок по количественным методам работы с маркетинговыми данными, поможет студентам понять, как бизнес работает с «зашумленными данными», в условиях технических ограничений по сбору и обработке данных, а маркетологи анализируют рекламные кампании и принимают решения о дальнейшем продвижении. Блок «Доверительное A/B-тестирование» даст возможность понять, как проверять несколько маркетинговых гипотез при помощи статистических методов и делать выводы и рекомендации для бизнеса.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов базовые навыки научно-исследовательской работы, включая разработку методологии исследования
- Научить студентов использовать различные методы сбора, обработки и интерпретации данных, в частности, в процессе написания курсовых работ по медийной тематике
- Умение применять инструменты генеративного искусственного интеллекта для создания медиаконтента и проведения медиаисследований
- Способность грамотно и осознанно решать задачи медиаисследований с привлечением продвинутого математического аппарата, анализировать их и формулировать выводы.
- Умение анализировать и интерпретировать интернет-трафик на сайтах и решать типовые прикладные маркетинговые задачи с помощью анализа данных.
Планируемые результаты обучения
- Разрабатывает дизайн исследования
- Адекватно выбирает методы, стратегии, подходы
- Находит и использует научную литературу
- Находит качественные научные источники
- Оформляет текст, ссылки и список литературы согласно российским / международным стандартам
- Представляет и защищает проект медиаисследования
- Проектирует дизайн медиаисследования
- Работает с базами зарубежной научной периодики
- Самостоятельно делает обзор литературы
- Ставит исследовательские вопросы
- проводит онлайн-исследования
- составляет опросный инструментарий в качественных исследованиях
- составляет опросный инструментарий в количественных исследованиях
- Описывает и применяет основы фрейм-анализа
- Описывает и применяет метод контент-анализа
- Описывает и применяет принципы построения выборки в медиа исследовании
- Знает определения и свойства распределения вариационного ряда, свойств эмпирической функции распределения.
- Знает основные количественные характеристики медиатекстов, метрики и модели статистического контент-анализа.
- Понимает взаимосвязь искусственного интеллекта и медиа.
- Умеет выбирать инструменты на основе генеративного искусственного интеллекта для решения задач создания и анализа медиаконтента
- Имеет представление о том, как генеративные модели создают и обрабатывает данные, и умеет перечислять основные параметры генеративных моделей
- Умеет описывать типы моделей (например, языковые модели, модели генерации изображений)
- Применяет генеративные модели для генерации медиаконтента: текстов, заголовков, изображений и других видов контента.
- Применяет модели генерации изображений для создания аналитического контента (например, инфографики и дашбордов для соцсетей).
- Знает место искусственного интеллекта и алгоритмов в цикле производства и потребления информации и современных информационных процессах.
- Владеет инструментами на основе генеративного искусственного интеллекта для создания и анализа медиаконтента.
- Знает основные параметры и типы моделей генеративного искусственного интеллекта.
- Умеет применять модели генеративного искусственного интеллекта для создания различных видов медиаконтента.
- Умеет оценивать влияние искусственного интеллекта на медиапроцессы и медиаиндустрию.
- Умеет анализировать текущие тенденции и перспективы развития искусственного интеллекта в медиа.
- Умеет оценивать эффективность различных инструментов генеративного искусственного интеллекта для конкретных задач.
- Знает основные понятия, методы, схемы и алгоритмы современных систем искусственного интеллекта, используемых в медиакоммуникационной индустрии.
- Умеет настраивать параметры моделей для достижения желаемого результата.
- Знает основы теории вероятностей и математической статистики
- Умеет использовать методы математической статистики для решения задач медиаисследований
- Понимает метрики, встречающиеся в интернет-рекламе.
- Понимает инструменты для исследовательского анализа данных в интернет-маркетинге.
- Умеет обрабатывать сырые данные.
- Умеет проводить количественные исследования по результатам рекламных кампаний в интернете
Содержание учебной дисциплины
- Курсовая работа по медиаисследованиям
- Теория, поиск и обзор литературы
- Дизайн и методы медиаисследования
- Дизайн и стратегии медиаисследования
- Оформление результатов научного исследования
- Защита командных исследовательских проектов
- Количественный анализ медиатекстов. Примеры методов для количественного исследования: метод контент-анализа
- Методологические развилки в рамках метода контент-анализа. Типы кодирования
- Количественный анализ медиатекстов. Источники данных для количественного исследования
- Количественный анализ медиатекстов. Презентации групповых проектов
- Качественный анализ медиатекстов. Практикум по дизайну качественного медиа-исследования
- Качественный анализ медиатекстов. Презентация мини-проектов
- Введение в опросные методы
- Количественные методы: сбор данных
- Как формулировать вопросы.
- Как проектировать анкету
- Использование вторичных опросных данных.
- Анализ количественных данных: введение.
- Введение в качественные опросные методы.
- Подготовка и проведения экспертного интервью.
- Анализ качественных данных.
- Проведение опросов онлайн.
- Проведение качественных исследований онлайн.
- Что такое генеративный искусственный интеллект.
- Анализ данных из социальных сетей с помощью no-code и low-code решений
- Большие языковые модели.
- Модели для генерации изображений и визуального контента для социальных сетей.
- Автоматизация генерации контента для социальных сетей.
- Брейнсторминг с помощью генеративного искусственного интеллекта.
- Разработка и тестирование проектов с использованием генеративного искусственного интеллекта.
- Основы теории вероятностей.
- Математическая статистика и методы статистической обработки результатов испытаний. Часть 1.
- Математическая статистика и методы статистической обработки результатов испытаний. Часть 2.
- Математическая статистика и методы статистической обработки результатов испытаний. Часть 3.
- Метод контент-анализа: теоретические основания и применение.
- Общий обзор современных технологий ИИ в медиа, их классификация и систематизация.
- Маркетинговая аналитика для оптимизации интернет-рекламы
- Методы проведения экспериментов в бизнесе при помощи маркетинговой аналитики
- Исследовательский анализ данных в бизнесе при помощи таблиц и Python
- Доверительное A/B-тестирование
Элементы контроля
- Работа на занятияхСтудентам необходимо участвовать в дискуссии на занятиях с преподавателем и друг с другом, формируя диалогическую коммуникацию, избегая многократного повторения одних и тех же суждений, демонстрируя фоновые и полученные в ходе подготовки к занятию знания. Вопросы студентам в аудитории дает преподаватель, вопросы базируются на домашнем задании. Время на подготовку - 20 минут
- Анализ научной статьиКритический отзыв о научной статье, в которой были использованы методы исследований медиа. В отзыве должны быть - передача основных тезисов прочитанного текста, описание методов исследования, которые были применены в статье, критика прочитанного текста (аргументированное согласие/несогласие с выдвинутыми в тексте тезисами), обоснование возможных областей применения полученных знаний, анализ библиографии статьи.Задание выполняется дома. Объем отзыва 1200 слов.
- Исследовательский проектПроект пишется по итогам освоения материалов курса. Тему исследования и подходящий для нее метод должен сформулировать сам учащийся, исходя из проблематики курса и своих интересов. Требования к проектному документу: Проект должен быть написано на языке реализации образовательной программы. Объем – не менее 4 и не более 10 страниц, шрифт Times New Roman прямого начертания, кегль (размер) шрифта 12, междустрочный интервал – полуторный. Текст должен быть завершенным и четко структурированным: введение (в котором формулируется проблематика исследования, ее предмет, актуальность и новизна), основная часть ( гипотеза исследования, дизайн исследования, которое учащийся собирается провести), заключение (содержащие собственные выводы по теме), список использованной литературы (не более 2 страниц). Необходимо указать ссылки на все использованные источники. В тексте должно быть продемонстрировано владение предметом исследования, его понятийным аппаратом, терминологией, знание общепринятых научных концепций в заданной предметной области, понимание современных тенденций и проблем в исследовании предмета. Степень оригинальности текста – не менее 70%. Текст должен был представить до дедлайна.
- Генерация медиаконтента с помощью искусственного интеллектаСтуденты осваивают навыки создания контента для современных медиаплатформ, учатся анализировать тренды и предсказывать реакции аудитории. Письменное задание заключается в выборе актуальной темы, которая может привлечь внимание целевой аудитории, и создании нескольких вариантов контента, включая тексты (лонгриды, публикации для блогов, интервью, обзоры), изображения (инфографика, иллюстрации, дизайн веб-страниц), а также аудио и видео (короткие видеоролики, анимации, звуковое сопровождение для подкастов или видео). Студенты используют инструменты медиааналитики и методы социологического опроса для оценки релевантности и качества сгенерированного контента, выявляя наиболее привлекательные элементы для аудитории и формулируя рекомендации по улучшению вовлеченности.
- Анализ медиаконтента с помощью искусственного интеллектаСтуденты осваивают навыки анализа медиаконтента, выявления трендов, оценки эффективности контента и предсказания реакций аудитории на основе анализа больших данных. Письменное задание заключается в выборе актуальной темы (связанной с психологией, образованием, лайфстайлом, технологиями и т. д.) и сборе данных из социальных сетей, новостных сайтов, блогов или видеохостингов с использованием инструментов веб-скрейпинга, сервисов анализа веб-трафика или API. Студенты анализируют и визуализируют метаданные, проводя текстовый анализ для выявления ключевых слов и тематических кластеров, анализ вовлеченности для извлечения информации о реакциях на публикации, выявляют тренды для определения популярных тем и форматов контента, а также сегментацию аудитории для выявления демографических и поведенческих характеристик. На заключительном этапе результаты анализа обобщаются в инфографике, выявляются закономерности, и формулируются рекомендации по ведению контента на различных площадках.
- Задачи по статистикеДанный элемент контроля представляет собой 10 задач по статистике, которые будут даны студентам (в виде двух домашних заданий). Решение задач должно быть сдано в письменной форме. Из этих 10 задач 8 являются задачами базового уровня, а 2 имеют повышенный уровень сложности. В случае, если какая-то из работ не сдана, средняя оценка рассчитывается из суммы общего количества работ, которые студент должен был сдать в рамках данного элемента контроля.
- Исследовательский анализ данныхСтуденты получают песочницу данных c логами из Яндекс Метрики финтех-сервиса для онлайн-оплаты сервиса для командной игры в видеоигры. Необходимо самостоятельно, дома при помощи Python и библиотек для работы со статистикой и визуализации провести исследование. Оно включает в себя следующие этапы: Сделать предобработку данных, очистить от выбросов. Определить в датасете период проведения рекламных кампаний в Яндекс Директ, визуализировать бизнес-результаты до и после запуска рекламных кампаний. Установить гипотезу о влиянии “типов” рекламных кампаний в Яндекс Директе на результаты значимые для бизнеса. Отфильтровать и визуализировать типы кампаний и результаты. Предложить рекомендации по дальнейшему продвижению в Яндекс Директ.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 3 модуль0.2 * Анализ научной статьи + 0.2 * Анализ научной статьи + 0.5 * Исследовательский проект + 0.5 * Исследовательский проект + 0.1 * Работа на занятиях + 0.1 * Работа на занятиях + 0.1 * Работа на занятиях + 0.1 * Работа на занятиях + 0.1 * Работа на занятиях + 0.1 * Работа на занятиях
- 2024/2025 учебный год 4 модуль0.15 * Анализ медиаконтента с помощью искусственного интеллекта + 0.15 * Анализ медиаконтента с помощью искусственного интеллекта + 0.15 * Генерация медиаконтента с помощью искусственного интеллекта + 0.15 * Генерация медиаконтента с помощью искусственного интеллекта + 0.4 * Задачи по статистике + 0.4 * Задачи по статистике + 0.3 * Исследовательский анализ данных + 0.3 * Исследовательский анализ данных
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Abbott, M., & McKinney, J. (2013). Understanding and Applying Research Design. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=531530
- Davies, M. M., & Mosdell, N. (2006). Practical Research Methods for Media and Cultural Studies : Making People Count. Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=165174
- Gerring, J. (2007). Case Study Research : Principles and Practices. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=185849
- Jane Stokes. (2012). How to Do Media and Cultural Studies. SAGE Publications Ltd.
- Бослаф, С. Статистика для всех : учебное пособие / С. Бослаф , перевод с английского П. А. Волкова [и др.]. — Москва : ДМК Пресс, 2015. — 586 с. — ISBN 978-5-94074-969-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/66475 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Князева, Е. Н. Философия науки. Междисциплинарные стратегии исследований : учебник для вузов / Е. Н. Князева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 289 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05131-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514942 (дата обращения: 27.08.2024).
- Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практики исследований, Назаров, М.М, 2002
- Михальская А.К. - Литературное мастерство: Creative Writing - НИЦ ИНФРА-М - 2023 - ISBN: 978-5-16-014653-9 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=418564
- Погружение в аналитику данных: Пер. с англ. - 978-5-9775-6866-1 - Маунт Дж. - 2023 - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург - https://ibooks.ru/bookshelf/389665 - 389665 - iBOOKS
Рекомендуемая дополнительная литература
- Alpina - 19316 - К.Еременко - Работа с данными в любой сфере: Как выйти на новый уровень, используя аналитику - 9785961426526 - Альпина Паблишер - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/19316
- Белановский С.А. - Глубокое интервью и фокус-группы - НИЦ ИНФРА-М - 2019 - ISBN: - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=344899
- Горшков М. К., Шереги Ф. Э. - Прикладная социология: методология и методы - Альфа-М - 2009 - ISBN: 978-5-98281-155-4 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=21759
- Добреньков В. И., Кравченко А. И. - Методы социологического исследования - НИЦ ИНФРА-М - 2023 - ISBN: 978-5-16-014888-5 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=422914
- Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил - 5-7598-0102-3 - Радаев В. В. - 2001 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/352970 - 352970 - iBOOKS
- Оганян, К. М. Методология и методы социологического исследования : учебник для вузов / К. М. Оганян. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 299 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09590-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512697 (дата обращения: 27.08.2024).