• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Социальная психология

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Онлайн-часы: 32
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

В своей повседневной жизни человек находится в постоянном взаимодействии с другими людьми; это могут быть близкие люди, с которыми мы постоянно общаемся, или малознакомые и совершенно незнакомые, но также требующие от нас внимания, определенных навыков коммуникации и поведения по отношению к себе. В связи с чем актуальными остаются вопросы, связанные с социальным взаимодействием и влиянием людей друг на друга, раскрывающие специфику подхода к анализу информации о себе и об окружающих, особенности эмоционального и ролевого поведения людей во взаимодействии. Кроме того, важно знать особенности внутригруппового, коллективного и межгруппового взаимодействия людей; познакомиться с правилами принятия группового решения, феноменами группомыслия и конформизма; познакомиться со стадиями развития социального конфликта и способами его разрешения. Курс включает в себя онлайн лекции, семинарские занятия, которые предполагают обсуждение основных тем, творческое решение кейсов, работу в мини-группах, практические игры и тесты.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1) Формирование представлений об особенностях социальной психологии как науки, ее месте в системе других наук, методах социальной психологии. 2) Знакомство с историческим развитием предмета социальной психологии и основными прикладными направлениями исследования. 3) Знакомство с теоретическими положениями и практиками в области социальной психологии личности и психологии общения, с психологическими закономерностями возникновения и функционирования социальных групп. 4) Ознакомление с механизмами мышления и поведения людей в рамках социальных групп. 5) Обучение анализу ситуаций, возникающих при включении человека в социальную группу, также феноменов межличностного взаимодействия. 6) Формирование поведенческих навыков воздействия на групповое поведение человека.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • понимать содержание социальной психологии как отдельной научной дисциплины, ее направлений прикладных исследований; описывать области и уровни анализа в социальной психологии;
  • описывать этапы становления социальной психологии как науки; формулировать принципы диспозиционизма и ситуационизма; описывать теоретические подходы в социальной психологии; понимать современное содержание социальной психологии;
  • понимать содержание предмета социальной психологии; описывать виды исследований в социальной психологии; описывать методы исследований в социальной психологии; формулировать принципы этического кодекса психолога;
  • определять методологию общения в социальной психологии; разделять виды общественных и межличностных отношений; понимать эмоциональную окраску межличностных отношений; выделять функции общения;
  • описывать роль коммуникатора и реципиента в процессе коммуникации; описывать роль коммуникативного поля, коммуникативных барьеров и обратной связи в коммуникации; формулировать различие между вербальной и невербальной коммуникацией; описывать системы невербальной коммуникации; понимать специфику социальной интеракции, ее структуру; формулировать основные положения теории транзактного анализа; понимать особенности социальной перцепции; описывать механизмы и эффекты социальной перцепции;
  • описывать факторы, оказывающие влияние на эффективность убеждения; определять роль вида сообщения в убеждении; учитывать особенности коммуникатора в убеждении; анализировать стратегии сопротивления убеждению;
  • описывать сущность и свойства социального конфликта; описывать структуру конфликтной ситуации; описывать стратегии и тактики поведения в конфликте; описывать психологические способы разрешения конфликта; понимать роль и специфику переговоров в урегулировании конфликтов; описывать сущность и виды социальных дилемм;
  • описывать сущность и виды агрессивного и помогающего поведения; описывать когнитивные механизмы агрессивного и помогающего поведения; описывать эмоциональные механизмы агрессивного и помогающего поведения; описывать индивидуальные факторы, оказывающие влияние на агрессию, на помощь; описывать ситуативные факторы, оказывающие влияние на агрессию, на помощь; описывать психологические способы уменьшения агрессии; понимать мотивацию помогающего поведения;
  • понимать и описывать роль личности в социуме; описывать структуру Я-концепции; описывать стабильность, доступность и осознанность Я-концепции; формулировать определение и последствие самооценки; формулировать определение и последствие самоэффективности; формулировать определение и последствие саморегуляции;
  • воспроизводить определение и основные свойства социальной категории; описывать факторы, оказывающие влияние на восприятие и первичную категоризацию людей; описывать содержание стратегий анализа информации о людях; описывать роль эвристик в формировании представления о людях;
  • описывать выбор причин для объяснения поведения человека; понимать механизм феномена фундаментальной ошибки атрибуции и др.; описывать содержание атрибутивных предубеждений;
  • формулировать сущность и классификации ценностей и социальных верований; формулировать сущность и свойства аттитюдов; описывать условия, при которых аттитюды влияют на обучение; описывать роль намерений во влиянии аттитюдов на поведение; формулировать основные положения и эффекты теории когнитивного диссонанса; формулировать основные положения и эффекты теории самовосприятия; описывать сущность и стратегии самопрезентации;
  • формулировать определение, виды и структуру эмоций; описывать подходы к изучению эмоций; описывать роль эмоций в социальном познании; описывать сущность и последствия эмпатии; описывать условия возникновения аттракции;
  • описывать сущность, стадии и возрастную специфику социализации; описывать институты и механизмы социализации; описывать роль родителей в социализации человека;
  • формулировать определение группы; описывать социально-психологическую классификацию групп; различать содержание и характеристики больших и малых групп; формулировать определение и виды массового поведения; описывать психологические механизмы, определяющие поведение в толпе; формулировать определение и виды коллективного поведения; описывать психологические механизмы, определяющие коллективное поведение;
  • формулировать определение и свойства малой группы; описывать структуру малой группы; описывать содержание эффекта простого присутствия; описывать содержание эффекта социальной лености; описывать содержание эффектов, возникающих в групповой дискуссии; описывать стадии развития малой группы;
  • определять процессы групповой динамики; различать феномены возникновения лидерства и руководства в группе; описывать содержание эффектов, возникающих в групповой дискуссии; описывать индивидуальные черты и стили лидерства; описывать групповые и ситуативные факторы лидерства;
  • описывать источники и последствия социальной власти; описывать условия и психологические механизмы влияния большинства; описывать условия и психологические механизмы влияния меньшинства; описывать условия и механизмы подчинения авторитетному лицу;
  • описывать общие психологические классификации культур; описывать классификации культур, основанные на ценностях; описывать кросс-культурные различия в социально-психологических феноменах; описывать сущность культурного шока; описывать сущность и стратегии процесса аккультурации;
  • описывать специфику межгрупповых отношений; описывать сущность стереотипов, групповых эмоций, предрассудков и межгрупповой дифференциации; описывать влияние стереотипов и предрассудков на оценки и поведение; формулировать индивидуальные объяснения межгрупповых конфликтов; формулировать групповые объяснения межгрупповых конфликтов; описывать роль контакта в улучшении межгрупповых отношений;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • РАЗДЕЛ 1. Социальная психология как наука. Тема 1. Определение, разделы и место социальной психологии в системе научного знания
  • Тема 2. История развития и современное состояние социальной психологии
  • Тема 3. Предмет социальной психологии, этапы и методы социально-психологического исследования
  • РАЗДЕЛ 2. Социальная коммуникация и взаимодействие. Тема 4. Общение и межличностное взаимодействие как предмет социально-психологического исследования
  • Тема 5. Социальная коммуникация
  • Тема 6. Убеждающая коммуникация
  • Тема 7. Социальный конфликт
  • Тема 8. Агрессивное и помогающее поведение
  • РАЗДЕЛ 3. Личность в социальном мире. Социальное познание. Тема 9. Проблемы личности в социальной психологии. Я-концепция и самооценка
  • Тема 10. Механизмы социального познания
  • Тема 11. Приписывание причин и ответственности
  • Тема 12. Социальные ценности, верования и установки
  • Тема 13. Эмоции в социальных процессах
  • Тема 14. Социализация: определение, механизмы и институты
  • РАЗДЕЛ 4. Социальная психология групп. Тема 15. Социальные группы, основные характеристики и классификация. Стихийные социальные группы.
  • Тема 16. Малые группы: структура, деятельность, развитие
  • Тема 17. Групповая динамика: групповое решение и лидерство
  • Тема 18. Проблема влияния: подчинение, конформизм, инновации
  • Тема 19. Психология межкультурных различий
  • Тема 20. Психология межгрупповых отношений
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проект
  • неблокирующий Промежуточные тесты по разделам 1-4
  • неблокирующий Активность на семинаре (групповая)
    оценивается работа в мини-группах по заданию преподавателя
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Активность на семинаре (индивидуальная)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    Промежуточная аттестация: 0.200 Активность на семинаре (индивидуальная) (при необходимости в онлайн формате на платформе Zoom) 0.200 Активность на семинаре (групповая) (при необходимости в онлайн формате на платформе Zoom) 0.200 экзамен (письменный тест) в lms 0.200 Проект в форме презентации 0.200 промежуточные тесты по разделам 1-4 в форме письменных тестов в lms. Формула оценки: Оитог= 0,2* Оактив. инд. +0,2* Оактив. груп. + 0,2* Опроект + 0,2*(( Отест 1+ Отест 2 + Отест 3 + Отест 4)/4) + 0,2* Оэкзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гулевич, О. А.  Социальная психология : учебник и практикум для вузов / О. А. Гулевич, И. Р. Сариева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 424 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05490-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450197 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Корягина, Н. А.  Социальная психология : учебник для бакалавров / Н. А. Корягина, Е. В. Михайлова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 492 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3024-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444265 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Корягина, Н. А.  Социальная психология: теория и практические методы : учебник и практикум для вузов / Н. А. Корягина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 316 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01491-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469245 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01498-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055383 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055383
  • Свенцицкий А.Л. - Социальная психология - КноРус - 2015 - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/919803
  • Социальная психология : учебник для вузов, Андреева, Г. М., 2006
  • Социальная психология : учебник для вузов, Свенцицкий, А. Л., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в практическую социальную психологию : учеб. пособие, Жуков Ю.М., 1999
  • Введение в социальную психологию. Европейский подход : учебник для вузов, Хьюстон, М., 2004
  • Введение в социальную психологию. Европейский подход. : Учебник для студентов вузов, Хьюстон, М., 2012
  • Взаимопонимание культур: методология и методы этнической и кросс - культурной психологии. Психоло... : учеб. пособие, Почебут, Л. Г., 2007
  • Зарубежная социальная психология XX столетия : теорет. подходы: учеб. пособие для вузов, Андреева, Г. М., 2002
  • Идентичность: юность и кризис : учеб. пособие, Эриксон, Э., 2006
  • Конфликтология : [учебник], Анцупов А.Я., Шипилов А.И., 2008
  • Корягина, Н. А.  Психология общения : учебник и практикум для вузов / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 440 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03322-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469164 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Корягина, Н. А.  Самопрезентация и убеждающая коммуникация : учебник и практикум для вузов / Н. А. Корягина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 225 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11562-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475283 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Культура и социальное поведение, Триандис, Г. К., 2010
  • Межличностное общение : учебник для вузов, Куницына, В. Н., 2002
  • Обучение самопрезентации : учеб. пособие, Михайлова, Е. В., 2006
  • Общественное животное : введение в социальную психологию: учеб. пособие для вузов, Аронсон, Э., 1999
  • Почебут, Л. Г.  Кросс-культурная и этническая психология : учебное пособие для вузов / Л. Г. Почебут. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 279 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07908-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468715 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Почебут, Л. Г.  Социальная психология толпы : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. Г. Почебут. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 153 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-08339-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438248 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Практикум по социальной психологии, Пайнс, Э., 2001
  • Психология и культура, Мацумото, Д., 2002
  • Психология массовых коммуникаций, Харрис, Р. Д., 2003
  • Психология социального познания : учеб. пособие для вузов, Андреева, Г. М., 2005
  • Психология стихийного массового поведения : лекции, Назаретян, А. П., 2001
  • Свенцицкий, А. Л.  Социальная психология : учебник для бакалавров / А. Л. Свенцицкий. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 408 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3211-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425870 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Социальная психология : учеб. пособие для вузов, Журавлев, А. Л., 2002
  • Социальная психология : учебник для вузов, Андреева, Г. М., 2004
  • Социальная психология, Майерс, Д., 2010
  • Социальная психология, Майерс, Д., 2019
  • Социальная психология, Шибутани, Т., 2002
  • Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов вузов / М. Хьюстон, В. Штрёбе ; Пер. с англ. под ред. проф. Т.Ю. Базарова ; [пер. с англ. Г.Ю. Любимова]. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 622 с: ил., - ISBN 978-5-238-00713-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028704

Авторы

  • Корягина Наталья Александровна