2024/2025
Креативные технологии
Статус:
Курс по выбору
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
5
Программа дисциплины
Аннотация
Предлагаемый курс даёт представление об основных научных подходах к исследованию креативности, которая в значительной степени предопределяет успешность человека в его продуктивной деятельности. Эта деятельность может быть связана с: • генерированием новых и оригинальных идей, • творческим решением самых разных задач и проблемных ситуаций, • выявлением «точек роста» в различных сферах жизнедеятельности человека и поиском путей их превращения в инновации. Курс предполагает сочетание лекций и практических занятий. У студентов будет возможность не только ознакомиться с моделями и теориями творческого мышления, но и отработать на практике методы диагностики и развития креативности. Они получат опыт участия в групповой творческой деятельности, а также организации этой деятельности. Одним из достоинств предлагаемого курса является его полезность для развития у студентов способности ставить и решать творческие задачи в самых разных сферах. Полученные ими знания о природе креативности и направлениях её исследования, а также приобретённый на практических занятиях опыт её диагностики и развития могут оказаться полезными в их дальнейшей профессиональной деятельности.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Креативные технологии» являются: ● формирование у студентов представлений о сущности креативности, её структуре и формах проявления; ● формирование и развитие навыков постановки и творческого разрешения проблем, с которыми специалист того или иного направления может встретится в своей профессиональной деятельности; ● ознакомление с основными методами диагностики и развития креативности; ● формирование фундамента для дальнейшего творческого поиска средств и способов повышения эффективности профессиональной деятельности.
- Целями освоения дисциплины «Психология креативности» являются: ● формирование у студентов представлений о сущности креативности, её структуре и формах проявления; ● формирование и развитие навыков постановки и творческого разрешения проблем, с которыми специалист того или иного направления может встретится в своей профессиональной деятельности; ● ознакомление с основными методами диагностики и развития креативности; ● формирование фундамента для дальнейшего творческого поиска средств и способов повышения эффективности профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения
- Знает закономерности группового творчества
- Знает методы диагностики креативности
- Знает принципы и правила мозгового штурма
- Имеет общее представление о креативности и её роли в профессиональной деятельности
- Имеет представление о современных креативных технологиях
- Имеет представление о социокультурных факторах творческой деятельности
- Имеет представление о теории инвестирования
- Может перечислить достоинства и недостатки группового творчества
- Может перечислить критерии креативности
- Может перечислить личностные характеристики субъекта, играющие важную роль в творческой деятельности
- Понимает роль эмоциональных и мотивационных факторов в творческой деятельности
- Понимает сущность креативности
- Умеет применять методы диагностики креативности
- Умеет применять методы синектики и морфологического анализа
Содержание учебной дисциплины
- Общее представление о креативности. Место и роль креативности среди компетенций «4К». Роль креативности в профессиональной деятельности.
- Основные подходы к определению креативности, её описанию и исследованию. Биологический подход к изучению креативности.
- . Когнитивный подход к изучению креативности. Когнитивный, эмоциональный и мотивационный уровни.
- Личностный подход к изучению креативности.
- Креативность и группа: групповая динамика, роли, особенности организации.
- Диагностика креативности. Методы диагностики креативности.
- Социальный, культурный, экономический подходы в креативности.
- Концепция мозгового штурма: виды, правила, особенности. Влияние обмена идеями на креативность субъекта.
- Роль метафор и аналогий в творческом процессе. Метод синектики. Комбинаторные методы в развитии и стимуляции креативности. Морфологический анализ.
- Технологии креативного мышления. Методы развития креативности.
Элементы контроля
- .
- ДЗ1) Качество описания использованных креативных технологий;2) Полнота описания процесса и результатов применения креативных технологий; 3) Адекватность примененных методик поставленным задачам, полнота использования методик, понимание процесса поиска креативного решения4) Подача материала (выбор способов передачи информации, визуальные, аудиальные и кинестетические характеристики презентации, презентационные и коммуникативные навыки автора). По каждому из критериев (1-3) можно поставить 0, 1, 2 или 3 балла: 0 – работа совершенно не удовлетворяет требованиям по данному критерию 1 – работа скорее не удовлетворяет требованиям по данному критерию 2 – работа скорее удовлетворяет требованиям по данному критерию 3 – работа полностью удовлетворяет требованиям по данному критерию Дополнительный балл ставится в том случае, если выбранные креативные технологии кажутся адекватными конкретному представленному кейсу.
- Тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Kaufman, J. C., & Sternberg, R. J. (2010). The Cambridge Handbook of Creativity. Cambridge: Cambridge eText. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=337689
- Психология креативности и инноваций : учеб. пособие, Яголковский, С. Р., 2007
Рекомендуемая дополнительная литература
- Pritzker, S. R., & Runco, M. A. (2011). Encyclopedia of Creativity (Vol. 2nd ed). San Diego: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=368694
- Runco, M. A. (2014). Creativity : Theories and Themes: Research, Development, and Practice (Vol. 2nd ed). Burlington: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=593412