• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Инструменты философского анализа художественной литературы и искусства, или, что и как ищет философия в литературе и искусстве

Статус: Майнор
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Ганжа Анна Геннадиевна
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

В третьем модуле мы обратимся к различных философским стратегиям анализа художественного и публицистического текстов. Начиная с возрождения Шлейермахером герменевтической науки и появления института критики, литературная и философская теории имели множество точек соприкосновения и взаимно индуцировали друг друга. Появление новых гуманитарных полей, артикулирующих взаимодополняемость или конкурентность философского и литературоведческого дискурса, привело к бесконечной череде методологических поворотов. Место философского анализа заняли историческая семантика и история идей, оттеснив философские дисциплины от легитимных способов настраивания гуманитарно-социальной оптики. Эта часть майнора поможет выстроить и упорядочить логику философского анализа литературы, опираясь на гегелевскую диалектику, марксистский анализ, критическую теорию Франкфуртской школы, современной герменевтики, структурализма и психоаналитически ориентированных философских теорий.В четвертом модуле изучение семиотических методов ляжет в основу изучения литературы и искусства. Важнейшая цель - ознакомить студентов с основными направлениями семиотических исследований, а также процедурами, методами и принципами семиотического анализа в приложении к текстам литературы и искусства. В рамках изучения данного курса предполагается экскурс в историю семиотических исследований, а также обсуждение таких основополагающих вопросов семиотики, как теория знака, знаковая природа языка, литературы и искусства, смысл и значение, условия семиозиса, мимесис, символическая репрезентация, мульти-модальный характер смысла, интертекстуальность, интерсемиотичность, социальные стереотипы и конвенции в приложении к изучаемой предметной области. В качестве привлекаемого для анализа исследовательского материала предполагается обращение к произведениям классической и современной литературы и искусства (в том числе живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и др.).