• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Искусство – экзистенциализм - феноменология

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Модуль 1: Визуально-философское введение в 20 век. В первом модуле будут рассмотрены философские основы одного из самых ярких и разнообразных проявлений человеческого творчества - живопись 20 века. Сложность поиска художников ознаменована отходом от классического способа изобразительного мышления, и поиском его новых форм. Студентам предлагается довольно редкий способ анализа живописи 20 века, где искусство рассматривается как равноправный участник и творец интеллектуальной истории идей. Данный модуль не является вариантом истории искусств или арт-критикой. Наша цель - научиться “читать” философское содержание картин. Концептуальной рамкой освоения произведений искусства выступают тексты философов, от античных авторов до современных, чьи идеи диалогизируют с живописным искусством 20 века. В течение модуля мы будем обращаться к полотнам таких художников, как Пикассо, Клее, Матисс, Дали, Мунк, Малевич, Ларионов, Попова, Шагал, Кандинский, Миро, де Кирико, Хундертвассер, Дюфи, Ремедиос Варо, Ротко, Поллок, Твомбли, Бэкон, Бурри, Фонтана, Гигер, Баския и др. Модуль 2: Экзистенциальная традиция в философии и литературе ХХ в. Второй модуль посвящён проблемам экзистенциального философствования как в традиционном философском дискурсе, так и художественной прозе. Представители этого течения (которые очень редко называли себя экзистенциалистами!) прослеживают свое генеалогическое древо от Св. Августина, М. де Монтеня, Б. Паскаля, Ф.М. Достоевского, С. Кьеркегора, конечно. Изначально это философское течение часто было облечено в художественную форму. Мы постараемся обсудить некоторые источники. В течение XX века к этому направлению причисляли авторов настолько несхожих между собой, как М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс, Г. Марсель, М. де Унмуно, Х. Ортега-и-Гассетт, Н. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер, Ф. Розенцвейг, Н. Аббаньяно, П. Тиллих, К. Барт, Р. Бультманн и многих других мыслителей. Как же в такой ситуации построить «родовое древо» экзистенциальной философии? Скорее всего, так: есть некоторые повторяющиеся темы, которые не обязательно были связаны друг с другом, однако в истории мысли доходя до определенной общности. Эти темы таковы: 1) человек и система; 2) интенциональность сознания; 3) временность сознания, 4) бытие и ничто; 5) абсурд; 6) свобода 7) смысл и значение выбора; 8) роль пограничного опыта (пограничной ситуации); 9) ценность подлинной коммуникации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Установить философские интерпретации большого количества произведений искусства 20 века.
  • Понять философскую сторону взаимовлияния русской и западной живописи 20 века.
  • Научиться самостоятельно анализировать искусство 20 века и чувствовать себя уверенно на выставках.
  • Увидеть связь между историей философии, живописью и литературой 20 века.
  • Научиться самостоятельно анализировать экзистенциалистскую литературу.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основное содержание идей философии экзистенциализма и ее предшественников.
  • Освоить и использовать конкретные инструменты для анализа любого вида современного визуального искусства.
  • Описать место многих художественных идей в рамках интеллектуальной истории.
  • Научиться применять в жизни многие идеи из истории философии.
  • Понять взаимосвязь разнообразных художественных явлений 20 века.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1.01. Интеллект, интуиция и искусство
  • 1.02. Живопись 20 в. и понятия внешнего и внутреннего
  • 1.03. Живопись 20 в. и понятия материала, содержания, формы, поверхности и цвета
  • 1.04. Классические концепты света и тьмы в живописи 20 в.
  • 1.05. Пространство и линия в живописи 20 в.
  • 1.06. Символ, знак, метафора, аллегория и ассоциация в живописи 20 в.
  • 1.07. Миф и примитивное в живописи 20 в.
  • 1.08. Классические концепты прекрасного и безобразного и живопись 20 в.
  • 1.09. Место текста в живописи 20 в.
  • 1.10. Живопись 20 в. и формы современного искусства
  • 2.01. Экзистенциализм и экзистенциальная философия. Художественная литература как форма экзистенциального философствования
  • 2.02. Dasein Хайдеггера как обнаружение горизонта подлинности
  • 2.03. Учение Ж.-П. Сартра о сознании: негативность, интенциональность, свобода («Бытие и Ничто»)
  • 2.04. Абсурд в философии и литературе
  • 2.05. Оглушающее молчание мира
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах (модуль 1)
  • неблокирующий Эссе (модуль 1)
  • неблокирующий Контрольная работа (модуль 1)
  • неблокирующий Активность на семинарах (модуль 2)
  • неблокирующий Эссе (модуль 2)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    Накопленная оценка 1 модуля (Н.О.1) = Оактивность * 0,6 + Оэссе * 0,3 + контрольная * 0,1. Накопленная оценка 2 модуля (Н.О.2) = Оактивность * 0,7 + Оэссе * 0,3. Итоговая накопленная оценка: Н.О.1 * 0,5 + Н.О.2 * 0,5.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор, Платон, ., 1999
  • Бесы, Достоевский, Ф. М., 2001
  • Бытие и ничто : опыт феноменол. онтологии, Сартр, Ж.-П., 2009
  • Государство, Платон, ., 2005
  • Заметки о цвете, Витгенштейн, Л., 2022
  • Избранное, Камю, А., 1998
  • Избранные произведения : пер. с фр. и латин., Декарт, Р., 1950
  • Исповедь, Августин, Аврелий, 2012
  • Исток художественного творения : избр. работы разных лет, Хайдеггер, М., 2008
  • История красоты, , 2007
  • История уродства, , 2007
  • Лекции по истории философии. Кн. 1: ., Гегель, Г. В. Ф., 2006
  • Лекции по истории философии. Кн. 2: ., Гегель, Г. В. Ф., 2006
  • Лекции по истории философии. Кн. 3: ., Гегель, Г. В. Ф., 2006
  • Лекции по эстетике. Т.2: ., Гегель, Г. В. Ф., 2001
  • Лекции по эстетике. Т.2: ., Гегель, Г. В. Ф., 2007
  • Метафизика, Аристотель, ., 1999
  • Мысли, Паскаль, Б., 2017
  • Проклятая часть : сакральная социология, Батай, Ж., 2006
  • Разговор на проселочной дороге, избранные статьи позднего периода творчества, 192 с., Хайдеггер, М., 1991
  • Рождение трагедии из духа музыки, Ницше, Ф., 2005
  • Собрание сочинений. Т.5: Критика способности суждения, Кант, И., 1994
  • Суждения о науке и искусстве, Леонардо да Винчи, 2015
  • Творческая эволюция, Бергсон, А., 2019
  • Философские работы. Ч.1: ., Витгенштейн, Л., 1994
  • Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики, , 1989
  • Что такое искусство?, Данто, А., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • "Голос и феномен" и другие работы по теории знака Гуссерля, Деррида, Ж., 1999
  • Авангард на выставках : новое искусство в XX веке, Альтшулер, Б., 2018
  • Диссеминация, Деррида, Ж., 2007
  • Исследования по эстетике, Ингарден, Р., 1962
  • Кино, Делез, Ж., 2013
  • Письмо и различие, Деррида, Ж., 2000
  • Точка и линия на плоскости, Кандинский, В. В., 2020

Авторы

  • Лечич Никола -
  • Мельникова Екатерина Васильевна
  • Климова Светлана Мушаиловна