• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Психология массовых коммуникаций

Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

В настоящее время массовая коммуникация является важнейшим инструментом регуляции общественных отношений, выступает фактором социализации и развития личности. Воздействие массовых коммуникаций охватывает все слои населения. В данной дисциплине проблема воздействия массовых коммуникаций на аудиторию рассматривается и с точки зрения его эффективности, а также относительно психологической безопасности массовых коммуникаций как для отдельной личности, так и общества в целом. Курс включает в себя онлайн лекции, семинарские занятия, которые предполагают обсуждение основных тем, творческое решение кейсов, работу в мини-группах над проектами, практические игры и тесты.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1) Формирование представлений об основных теоретических подходах исследования массовых коммуникаций (МК);
  • 2) Ознакомление с основными закономерностями, механизмами воздействия МК и факторами, влияющими на этот процесс;
  • 3) Освоение методов исследования процесса и результатов воздействия СМИ на личность;
  • 4) Формирование навыков социально-психологической экспертизы продукции СМИ;
  • 5) Обучение анализу конкретной продукции СМК с точки зрения психологических закономерностей и эффектов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1. Знание базовых понятий психологии массовых коммуникаций, ее основные направления и методы.
  • Знание основных теоретических подходов к изучению психологии СМК: создание программы исследований МК
  • Формирование знаний о механизмах и способах повышения эффективности воздействия в СМИ; выработка умений идентифицировать данные механизмы и методы
  • Выявление эффектов воздействия МК на индивидуальном и общественном уровне; умение анализировать конкретные продукты МК с точки зрения оказанного влияния
  • Формирование знаний у студентов о моделях и способах убеждения; умение анализировать различные продукты СМИ с точки зрения использования в них моделей убеждения
  • Создание представлений о роли СМИ в формировании представлений о мире у человека; формирование умения анализировать новостные передачи с точки зрения использования в них приемов подачи новостей
  • Ознакомление с позитивным и негативным эмоциональным воздействием в СМИ; формирование умений самостоятельно анализировать различные продукты СМИ с точки зрения эмоционального воздействия.
  • Формирование знаний и умений моделирования поведения с помощью МК; анализ различных продуктов СМИ с точки зрения воздействия на поведение аудитории (примеры позитивного и негативного воздействия)
  • Формирование представления об угрозе и конкуренции посредством СМК; умение выделять типичные стереотипы, используемые в СМИ для представления данной социальной группы (этнические группы, профессиональные группы, возрастные и гендерные группы и т.д.).
  • Получение знаний о направлениях влияния СМК на политические процессы: формирование имиджа политических деятелей, влияние на избирательную активность; умение анализировать различные продукты СМИ, используемые в политической предвыборной кампании, выделяют приемы воздействия, используемые в данных продуктах.
  • 1. Знать базовые понятия психологии массовых коммуникаций, ее основные направления и методы.
  • 2. Иметь представление о воздействии СМИ на личность и общество в целом, знать каналы и способы влияния.
  • 3. Выделять социально-психологические проблемы в общественной жизни и применять полученные знания для саморазвития и дальнейшего профессионального роста.
  • 4. Уметь использовать психологические знания для анализа реальных продуктов МК.
  • 5. Владеть поведенческими и психологическими навыками противостояния влиянию СМИ.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятие и виды массовой коммуникации. Особенности и функции массовой коммуникации как вида общения
  • Тема 2. Теоретические подходы к изучению массовой коммуникации. Методы исследования массовой коммуникации
  • Тема 3. Механизмы и методы воздействия в средствах массовой коммуникации
  • Тема 4. Эффекты воздействия массовых коммуникаций
  • Тема 5. Воздействие СМК на когнитивные процессы. Убеждение в СМИ
  • Тема 6. Создание образа мира с помощью СМК
  • Тема 7. Воздействие СМК на эмоциональные процессы. Развлечения в СМК
  • Тема 8. Влияние СМК на поведение личности. Проблема использования сцен секса и насилия в СМК
  • Тема 9. Влияние СМК на межгрупповые отношения
  • Тема 10. Влияние СМК на массовые и политические процессы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Мини-проект
    студент готовит самостоятельно или в паре по материалам выбранной темы (рекомендуемая литература в программе). Каждый студент в течение освоения дисциплины выполняет 3 мини-проекта (итоговая оценка вычисляется как средняя арифметическая по 10-балльной шкале). Каждый студент может самостоятельно выбирать темы для мини-проекта.
  • неблокирующий Итоговый проект «Психологическая экспертиза»
    психологическая экспертиза любого продукта СМК (реклама, художественный фильм, сериал, новостная передача, информационная передача, развлекательная передача, статья).
  • неблокирующий Аудиторная работа
    осуществляется в ходе семинарских и практических занятий, предполагает обсуждение прочитанной литературы, ответы на вопросы преподавателя и выполнение творческих заданий.
  • неблокирующий Экзамен
    осуществляется в форме письменного теста, расположенного в системе LMS.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 учебный год 4 модуль
    Промежуточная аттестация: 0.300 аудиторная работа (при необходимости в онлайн формате на платформе Zoom) (индивидуальная и групповая) 0.200 экзамен (письменный тест) в lms 0.200 мини-проект в форме презентации 0.300 итоговый проект в форме презентации Формула оценки: Оитог = 0.2*((Омини-проект1 + Омини-проект2 + Омини-проект3)/3)+ 0.3*Оаудиторная раб. + 0.3*Оитоговый проект + 0,2*Оэкзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Антонова, Н. В.  Психология массовых коммуникаций : учебник и практикум для вузов / Н. В. Антонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 373 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00520-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535832 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Гольдман, И. Л. Психология массовых коммуникаций : учебно-методическое пособие / И. Л. Гольдман. — Санкт-Петербург : СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича, 2013. — 68 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/180349 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Гулевич, О. А.  Психология массовой коммуникации: от газет до интернета : учебник для вузов / О. А. Гулевич. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 264 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12406-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543101 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Психология коммуникации : учеб. пособие, Гулевич, О. А., 2008
  • Социальная психология : учебник и практикум для акад. бакалавриата, Гулевич, О. А., 2015
  • Харитонов, М. В. Психология массовых коммуникаций: Электронное учебное пособие : учебное пособие / М. В. Харитонов. — Санкт-Петербург : ИЭО СПбУТУиЭ, 2008. — 211 с. — ISBN 978-5-94048-005-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/63787 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Львова Елена Николаевна
  • Корягина Наталья Александровна