• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Изобразительное искусство и каллиграфия Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Визуальная традиция Китая является древнейшей в мире, она развивалась непрерывно и устойчиво с эпохи неолита по наши дни. Пластические архетипы древности веками предопределяли своеобразие развития китайской каллиграфии, живописи и скульптуры. Визуальные искусства Китая обладали уникальными адаптационными механизмами, подвергавшими все инокультурные заимствования кардинальной китаизации. Дисциплина знакомит с вехами развития китайского изобразительного искусства, а также с ключевыми положениями традиционной эстетики, актуальными и для современной культуры Китая. Особое внимание уделено каллиграфии как ведущему виду пластических искусств. Каллиграфическое видение художественной формы обусловило национальную стилистику всех изобразительных искусств Китая. Пластическая парадигма Кореи отличается яркой самобытностью, рожденной из нерасторжимой слитности корейской культуры с природой. Для корейских каллиграфов, художников, скульпторов, керамистов характерно умение наполнить заимствуемые из китайского или европейского искусства формы национальным содержанием, глубина и ценность которого только начинают раскрываться перед западным миром. Корея и Япония – ближайшие соседи, реципиенты и преобразователи китайской письменности для нужд своих языка и культуры – образуют вместе с Китаем единое письменно-культурное пространство, рассмотрение которого является основным предметом нашего курса.