Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Социум, религия и культура в ибероамериканском мире

Статус: Майнор
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Слушателям предлагается обсуждение вопросов о роли католицизма в ибероамериканских странах, о распространении протестантизма в Латинской Америке, а также влияния религиозного фактора на социально-экономическое развитие. Особое место в рамках изучения социума займут вопросы развития художественной культуры Пиренейских стран и Латинской Америки, впитавшей в себя художественные тенденции, универсальные для развития мировой культуры, но в то же время обладающей отчетливо выраженной национальной и региональной спецификой. Особое внимание будет уделено отдельным значительным явлениям, темам и крупным художественным индивидуальностям.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение студентами знаний об особенностях общественного устройства ибероамериканских стран, изучению таких тем, как общественная стабильность в странах региона, демографическая динамика, поляризация по признаку «бедность и богатство», маргинализация части населения и проблема молодежи.
  • Ознакомление с основными стилями и направлениями в искусстве и литературе.
  • Формирование навыков анализа памятников искусства и литературных произведений с учетом исторического контекста их создания, национальных и региональных особенностей
  • Приобретение навыков работы с визуальными источниками из сферы массовой культуры
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует литературные произведения разных периодов с опорой на исторический контекст
  • Анализирует причины и возможные исходы регионального сепаратизма на примере Каталонского кризиса в Испании
  • Выделяет основные черты литературных стилей и их особенностей в произведениях писателей и поэтов стран Ибероамерики.
  • Выявляет основные вехи истории религии и церкви в Испании и Латинской Америке
  • Выявляет особенности художественных и архитектурных стилей, свойственных странам Ибероамерики
  • Выявляет различные варианты определений «автономных сообществ» в автономных Статутах.
  • Объясняет культурные процессы, повлиявшие на формирование художественных стилей в Ибероамерике, выделяет особенности стилей наиболее значимых живописцев и архитекторов
  • Объясняет особенности массовой культуры стран Ибероамерики, аргументирует их появление связью с традицией или же разрывом с ней
  • Описывает основные характеристики и особенности модели «государства автономий». Анализирует ситуативные причины и исторические предпосылки ее возникновения.
  • Определяет религиозную политику франкизма на разных этапах его развития.
  • Определяет характер латиноамериканского общества, выделяет основные его проблемы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Доколумбовы цивилизации и их достижения (Ацтеки. Майя. Инки).
  • 2. «Золотой век» культуры Испании. (Литература, развитие ремесел, искусство: Эль Греко, Мурильо, Веласкес. )
  • 3. Изобразительное искусство Испании. (Сурбаран, Гойя)
  • 4. Конкиста Нового Света и распространение католицизма.
  • 5. Архитектура и городское строительство в Новом Свете
  • 6. Формирование этнического состава населения в Новом Свете.
  • 7. Бразилия в эпоху Педру 2. Становление и развитие культуры.
  • 8. Современная этноконфессиональная ситуация В Латинской Америке. Диаспоры.
  • 9. Проблема идентичности и сепаратизма в Испании
  • 10. Фрида Кало.
  • 11. Пинтура мурал (Мексика) Д. Ривера, Сикейрос, К. Ороско.
  • 12. Современная живопись и скульптура.(Р. Тамайо, Ф. Ботеро)
  • 13. О. Нимейер и его творчество.
  • 14. Музеи Латинской Америки.
  • 15. Национальные и религиозные праздники.
  • 16. Серебряный век Испании (Дали, Пикассо, Гауди)
  • 17. Арабское наследие в культуре Испании
  • 18. Португалия. Культура и искусство.
  • 19. Кинематограф в Латинской Америке
  • Модуль 3: 20 Неделя современного искусства в Сан-Паулу
  • 21 Религия в Латинской Америке
  • 22 Магический реализм в латиноамериканской литературе
  • 23 Документальная фотография в Латинской Америке
  • 24 Тропикалистское движение в бразильской музыке и изобразительном искусстве
  • 25 Латиноамериканское авторское кино и региональная идентичность
  • 26 Латиноамериканская музыка протеста и военные диктатуры
  • 27 Уличное искусство в Латинской Америке и современный мурализ
  • 28 Боевые искусства как выражение латиноамериканского смешения рас
  • Модуль 4: 29. Живопись в Испании. Музеи Пиренейского полуострова.
  • 30 Архитектура Испании и Латинской Америки.
  • 31 Особенности характера испанцев и латиноамериканцев – правда или стереотип?
  • 32 Национальные особенности Испании и Латинской Америки. (Гаучо, вакеро, тореадор)
  • 33 Культура Пиренейского полуострова. Праздники, традиции, кухня.
  • 34 Музыка и танцы как отражение культурного характера испанцев.
  • 35 Литература Испании.
  • 36 Проблемы мачизма и феминизма в Испании и Латинской Америки.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 учебный год 4 модуль
    0.1 * Доклад + 0.2 * Работа на семинарах + 0.5 * Экзамен + 0.2 * Эссе

Авторы

  • Араужо Эстевес Ана Ливия
  • Сапожникова Анастасия Сергеевна