2024/2025
Открытые инновации и стратегическое развитие компании
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа инноватики и предпринимательства
Где читается:
Школа инноватики и предпринимательства
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
5
Программа дисциплины
Аннотация
Стратегия компании сегодня – это поиск инновационных продуктов и инновационных решений. Рост компаний все чаще зависит от умения сформировать инновационный проект, знания алгоритма создания и тестирование проектов развития, которые могут быть реализованы в рамках краткосрочных стратегий.
Применяя инструменты анализа трендов, поиска и оценки возможностей создания, разработки, развития новых направлений деятельности и компаний, дополняющих и развивающих основной бизнес, а также инновационных проектов внутри компаний, формируется алгоритм реализации стратегических инициатив, направленных на повышения устойчивости компаний к внешним неопределенностям и вызовам.
Оцениваются возможности инновационных бизнес-моделей, а также преимущества формирования партнерств, альянсов и экосистем с учетом современных тенденций изменения внешних и внутренних рынков, развития предпринимательских подходов в бизнесе.
Цель освоения дисциплины
- Овладение студентами принципами и концепциями инновационного развития компанией в условиях неопределенности и вызовов внешней и внутренней среды; формирование практических навыков использования инструментов управления программами и портфелями проектов развития компании.
Планируемые результаты обучения
- Знать понятие стратегии компании.
- Понимать основные вехи, подходы и организационные модели компании.
- Владеть навыками простого анализа стретегии компании.
- Знать мехнизмы сценарного планирования.
- Владеть подходами к разработке и запуску предпринимательских проектов в компании.
- Понимать основные тренды, влияющие на развитие бизнеса в 2025 году.
- Уметь выявлять основные угрозы для компаний на основе общего стратегического анализа.
- Знать инновационные системы различных рынков
- Владеть анализом отраслевых инновационных решений в контексте российского рынка.
- Знать 10 типов инноваций Доблина.
- Владеть методикой оценки эффективности инноваций.
- Понимать смысл открытых инноваций
- Знать основные подходы компаний по работе с открытыми инновациями
- Понимать инструменты техноброкерства
- Знать отличия подходов KPI и OKR
- Знать особенности подхода клиентоцентричности
- Владеть подходами OKR
- Знать основные драйверы развития компании
- Знать основные бизнес-модели
- Владеть навыком разработки бизнес-моделей
- Понимать, что такое цифровая трансформация компании
- Владеть навыками разработки иннвационных бизнес-моделей
- Понимать, какие есть внешние и внтуренние факторы, влияющие на бизнес
- Знать типологию бизнес-экосистем
- Понимать роли и возможности участников экосистем
- Понимать модель обновления и развития традиционного бизнеса через внутренние предпринимательские проекты
- Знать иерархии и модели организации компании
- Понимать приницпы формирование кластеров и конгломератов
- Владеть основой методики разработки оргнизационной модели компании
- Понимать функции директора по развитию и директора по инновациям в компании
- Знать организационные формы и модели направлений развития в компаниях в зависимости от масштаба компаний
- Понимать принципы построения "проектного конвеера" в компании
Содержание учебной дисциплины
- 1. Стратегическое управление компанией
- 2. Развитие компании в условиях неопределенности.
- 3. Инновации и инновационное развитие в РФ. Отраслевые решения.
- 4. Открытые инновации. Источники инновационных идей и проектов.
- 5. Стратегии развития – изменения подходов.
- 6. Инновационные Бизнес-модели компании
- 7. Бизнес-экосистемы как организационная модель развития инноваций.
- 8. Организационные модели современных компаний.
- 9. Кто в компании отвечает за развитие?
Элементы контроля
- Активность индивидуальнаяАктивность в течении семестра на семинарах и лекциях.
- Актвность команднаяОцнивание командной работы на семинаре.
- Посещение лекцииИндивидуальное посещение лекций.
- Домашнее задание № 2Внутренний и внешний стратегический анализ компании
- Домашнее задание № 1Построение модели открытых инноваций и внутренней системы работы с предпринимательскими проектами для выбранной компании
- Инновационная стратегия компанииПрезентация инновационной стратегии компании по заданному шаблону
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 учебный год 4 модуль0.1 * Актвность командная + 0.1 * Активность индивидуальная + 0.3 * Домашнее задание № 1 + 0.2 * Домашнее задание № 2 + 0.2 * Инновационная стратегия компании + 0.1 * Посещение лекции
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- P2M. Управление инновационными проектами и программами. Японский стандарт (система знаний) по управлению проектами и программами, сориентированный на инновации в развитии организации, теория и практика применения, предисл. Г. О. Грефа, 2-е изд., 317 с., Ярошенко, Ф. А., Бушуев, С. Д., Танака, Х., 2015
- Бизнес с нуля : метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели, пер. с англ. А. Стативка ; ред. Н. Нарциссова, 8-е изд., 254 с., Рис, Э., 2019
- Бизнес-модели : 55 лучших шаблонов, пер. с англ., 2-е изд., 431 с., Гассман, О., Франкенбергер, К., Шик, М., 2017
- Внутреннее предпринимательство : как задействовать потенциал сотрудников для развития бизнеса, Батрименко, А., 2023
- Инновационное развитие компании : управление интеллектуальными ресурсами, Зинов, В. Г., 2013
- Инновационный менеджмент : учебник для академич. бакалавриата, Мальцева С.В., 2016
- Инновационный менеджмент, учебное пособие, 184 с., Голубков, Е. П., 2022
- Исследование систем управления. Введение в организационное проектирование : учеб. пособие для вузов, Катернюк, А. В., 2009
- Организационное проектирование : учеб. пособие, Баринов, В. А., 2010
- Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон А., Стрикленд А.Дж., 2012
- Управленческие концепции и бизнес-модели : полное руководство, Хейг, П., 2024
- Цели и ключевые результаты : полное руководство по внедрению OKR, Нивен, П., 2021
Рекомендуемая дополнительная литература
- Антихрупкость : как извлечь выгоду из хаоса, Талеб, Н. Н., 2016
- Бунтарские идеи : сила дивергентного мышления, Сайед, М., 2021
- Индустрия 4.0 : от прорывной бизнес-модели к автоматизации бизнес-процессов, Шеер, А.-В., 2020
- Инновационный менеджмент : Учебник для вузов, Сурин, А.В., 2009
- Ключевые показатели эффективности : разработка, внедрение и применение решающих показателей, Парментер, Д., 2008
- Общий менеджмент : учеб. пособие, Бирман, Л. А., 2013
- Открытые инновации : создание прибыльных технологий, Чесбро, Г., 2007
- Предпринимательская ориентация в организации : внутреннее предпринимательство, Эбнер, М., 2010
- Радикальное изменение бизнес-модели : адаптация и выживание в конкурентной среде, Линц, К., 2019
- Стратегический и инновационный менеджмент : учеб. пособие для вузов, Володина, О. А., 2013
- Сценарное планирование: связь между будущим и стратегией, Линдгрен, М., 2009
- Управление портфелем проектов как инструмент реализации корпоративной стратегии : учеб. для бакалавриата и магистратуры, Кузнецова Е.В., 2018