2024/2025
Метаэтика: предпосылки и следствия морали
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
5
Программа дисциплины
Аннотация
Часто люди обращаются к этике, когда они хотя понять, как поступить правильно, а какой поступок будет аморальным. Существует много этических теорий, предлагающих разные стратегии по определению моральности того или иного действия. Часто люди, руководствующиеся разными теориями, приходят к разным суждениям в отношении одного и того же действия. Например, в рамках одних теорий аборт будет морально обоснованным, в рамках других – он будет считаться недопустимым. Выясняется, что очень трудно сказать что-либо бесспорное о природе наших моральных суждений. Решением этой проблемы и занимается метаэтика. Метаэтика ставит вопрос о статусе морали. Являются ли наши теории о добре и зле теориями об объективном положении дел или это только придуманные людьми конструкции? Имеют ли наши моральные суждения объективный источник? И если да, то какова его природа? Можем ли мы знать о том, что являются морально хорошим и морально плохим? Если да, то как люди получают это знание? Если нет, то как возможны моральные обязательства? Всеобъемлющие метаэтические теории направлены на то, чтобы дать ответы на такого рода вопросы последовательным образом. В курсе представлен обзор основных подходов к решению главных метаэтических вопросов, разобраны аргументы в их пользу, указаны трудности, с которым сталкивается каждая позиция. Особое внимание в курсе уделяется тому, как современные эмпирические исследования по психологии морали включаются в философскую аргументацию.
Цель освоения дисциплины
- 1) Дать общее представление о том, что такое метаэтика, каково ее современное состояние, в чем смысл и значение вопросов о природе морали.
- 2) Познакомить с рядом метаэтических проблем и существующими подходами к их решению.
- 3) Способствовать развитию (а) навыков самостоятельного критического мышления в отношении своих моральных убеждений, (б) привычки к рефлексии о фундаментальных аспектах морали и морального знания и (в) способности обнаруживать неочевидные моральные вопросы и предлагать возможные их решения.
- 4) Выработать методы формирования собственного мировоззрения в отношении морали, посредством освоения релевантных философских концептов, аргументов, моральных принципов.
Планируемые результаты обучения
- Читает и понимает современные философские тексты
- Объясняет и отстаивает свою позицию по основным метаэтическим проблемам.
- Описывает и различает ключевые концепции современной философии морали.
- Применяет полученные знания для решения моральных дилемм.
Содержание учебной дисциплины
- Введение: нормативная этика, метаэтика, моральная психология
- Теория божественного повеления (Divine Command Theory)
- Концепция естественного права
- Релятивистские концепции морали: индивидуальный и культурный субъективизм
- Консеквенциализм: его природа и привлекательность
- Деонтология: можно ли доказать права человека?
- Контрактуализм: кооперация как основа морали
- Этика добродетели: современное прочтение Аристотеля
- Моральный плюрализм
- Этика заботы и партикуляризм
- Происхождение морали: эволюционная концепция
- Совесть: происхождение нравственной интуиции
- Психология зла: почему люди совершают аморальные поступки?
- Нейроразнообразие и моральная ответственность.
- Моральный интуитивизм (антинатуралистский реализм)
- Моральный нигилизм: эмотивизм и экспрессивизм
- Моральный скептицизм и квазиреализм
- Моральный натурализм
- Зачем нам быть моральными?
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 учебный год 2 модуль0.1 * Контрольная работа + 0.1 * Контрольная работа + 0.3 * Семинары + 0.3 * Семинары + 0.2 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Timmons, M. (2012). Moral Theory : An Introduction (Vol. 2nd ed). Lanham, Md: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=507661
Рекомендуемая дополнительная литература
- Van Roojen, M. S. (2015). Metaethics : A Contemporary Introduction. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1004520