2024/2025
Культурная дипломатия и кросс-культурная коммуникация
Статус:
Майнор
Кто читает:
Департамент международных отношений
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
5
Программа дисциплины
Аннотация
Предмет «Культурная дипломатия и кросс-культурная коммуникация» исследует комплекс инструментов внешней политики России и зарубежных государств, который представляет собой механизмы, формы и методы международной культурно-гуманитарной деятельности. Анализируется система национального и международного правового регулирования этой сферы сотрудничества. Учебный процесс, включающий развитие теоретических основ и изучение практических примеров («кейсов»), служит углубленному пониманию и развитию навыков творческого применения форм и методов культурно-гуманитарной дипломатии и управления (менеджмента) этой областью внешнеполитической деятельсности в системе кросс-культурных коммуникаций.
Цель освоения дисциплины
- Дать студентам определение «Культурной дипломатии и кросс-культурной коммуникации» как сферы практической деятельности, учебной дисциплины и научной области. Дать студентам целостное представление о источниках-факторах, механизмах, формах и методах культурно-гуманитарной деятельности государств в контексте кросс-культурной коммуникации.
- Cформировать у студентов целостное представление об особенностях и составных частях культурно-гуманитарной работы в международных отношениях.
- Cформировать у студентов целостное представление об основных тенденциях и особенностях культурно-гуманитарной работы как механизма внешнеполитической деятельности государств.
- Cформировать у студентов целостное представление о национальных институциональных системах «культурной дипломатии».
- Cформировать у студентов целостное представление об особенностях, формах, методах и основных элементах культурного сотрудничества государств в рамках международных учреждений.
- Сформировать углубленное понимание и развить способности творческого применения инструментов культурно-гуманитарной дипломатии.
- Cформировать у студентов практическую готовность принимать участие в реализации культурной дипломатии государств и международных учреждений
- Сформировать у студентов основы представления о системе правового регулирования международного культурного сотрудничества.
Планируемые результаты обучения
- Знает и анализирует основные этапы исторического развития и современное состояния государственных и негосударственных механизмов культурно-гуманитарного влияния в контексте кросс-культурной коммуникации.
- Знает и анализирует основные составные части национальных механизмов (государственных и общественных) культурно-гуманитарной деятельности.
- Знает и анализирует основные этапы развития, институты и современное состояние культурно-гуманитарной деятельности Российской Федерации.
- Знает и анализирует основные этапы развития, институты и современное состояние культурно-гуманитарных механизмов ряда наиболее влиятельных зарубежных государств
- Знает и анализирует основные этапы формирования и особенности развития, институты и функционирование культурно-гуманитарных международных учреждений (межгосударственных и неправительственных) в современных условиях.
- Знает и умеет планировать практическое применение методов и средств работы в национальных и международных учреждениях культурной дипломатии.
- Знает и умеет формировать и планировать элементы культурно-гуманитарной деятельности в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной (стратегической) перспективах.
- Умеет прогнозировать в рамках академической и практической (административной) работы основные потенциальные тенденции развития форм и методов культурно -гуманитарных коммуникаций в национальных и международных системах.
- Знает и анализирует основные этапы формирования представления об истории, основных концепциях культурной дипломатии и кросс-культурных коммуникации.
- Знает и анализирует современное состояние и тенденции развития такого феномена, как культурно-гуманитарная деятельность в системе глобальной кросс-культурной коммуникации.
- Владеет тематикой применения международно-правовых инструментов, развития и современного состояния международного культурно-гуманитарного сотрудничества.
- Знает и анализирует особенности организации и деятельности международных (межгосударственных и негосударственных) организации в области культурно-гуманитарных коммуникаций, умеет их оценивать и сравнивать, а также владеет соответствующим терминологическим аппаратом.
- Знает и анализирует теоретические основы такого феномена, как культурная дипломатия, ее основные понятия и категории, история, развитие, современное состояние.
- Знает и анализирует основные этапы формирования культурной дипломатии в системе международных отношений и оценивает ее общее состояние в настоящее время.
- Знает и анализирует особенности государственной культурной дипломатии России, стран Европы, Америки, Азии, Африки и Латинской Америки.
- Знает, анализирует и оценивает особенности организации и реализации квазигосударственной и негосударственной (общественной) культурной политики учреждений России и других влиятельных зарубежных государств.
- Знает, анализирует и оценивает понятие и составные части культурно-гуманитарного влияния - культурной, научной, образовательной, спортивной, туристической и пр. типов международной культурной деятельности в практике Российской Федерации и наиболее влиятельных зарубежных государств.
- Знает, анализирует и оценивает концепции «публичной дипломатии», «народной дипломатии», церковной дипломатии, «мягкой силы», «альтернативной дипломатии», информационных войн.
- В ходе формирования и реализации проектов культурной дипломатии знает и умеет воспринимать культуру и обычаи других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям;
- Знает, анализирует и оценивает международно-правовые документы культурно-гуманитарного сотрудничества, международные конвенции в области культурно-гуманитарного сотрудничества, квазигосударственные источники регулирования , ориентируется в актуальных проблемах правовых аспектов противостояния в культурно-гуманитарной и информационной областях.
- Знает, анализирует и оценивает организацию и деятельность международных организаций в области культурно-гуманитарных коммуникаций. (межправительственные организации, международные неправительственные организации), благотворительные фонды, коммерческие, учебные, просветительские учреждения.
- Знает и умеет прогнозировать основные направления потенциального развития международной культурной дипломатии
- Знает и анализирует основные этапы развития и особенности современного состояния культурной дипломатии национальных государств в системе международных кросс-культурных отношений
- Знает и анализирует основные этапы развития и особенности организации и деятельности международных институтов в кросс-культурном сотрудничестве.
- Знает, анализирует и оценивает международно-правовые инструменты культурно-гуманитарного сотрудничества, международные конвенции в области культурно-гуманитарного сотрудничества, квазигосударственные источники регулирования в этой сфере, ориентируется в актуальных проблемах правовых аспектов противостояния в культурно-гуманитарной и информационной областях.
- Знает, анализирует и оценивает организацию и деятельность международных институтов в области культурно-гуманитарных коммуникаций, (межправительственных и неправительственных организаций), благотворительных фондов, коммерческих, учебных, просветительских учреждения.
- Знает, анализирует и умеет прогнозировать общие тенденции развития международных организаций в области кросс-культурных коммуникаций
- умеет адаптировать культуру и обычаи других народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям.
- Знает, анализирует и оценивает концепции «публичной дипломатии», «народной дипломатии», церковной дипломатии, «мягкой силы», «альтернативной дипломатии», формирования и регулирования информационных потоков в области культуры.
- Знает, анализирует и оценивает понятие и составные части культурно-гуманитарного деятельности: культурную, научную, образовательную, спортивную, туристическую и пр. дипломатию во внешнеполитической практике Российской Федерации и наиболее влиятельных зарубежных государств.
- Знает, анализирует и оценивает особенности квазигосударственной и негосударственной (общественной) культурной политики России и других влиятельных зарубежных государств.
- Знает и анализирует особенности культурной дипломатии России, стран Европы, Америки, Азии и Африки.
- Знает и анализирует основные этапы формирования культурной дипломатии в системе международных отношений и оценивает ее общее состояние в настоящее время
- Знает и анализирует теоретические основы такого феномена, как культурная дипломатия, ее основные понятия и категории.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1: Введение в дисциплину
- Тема 2: История формирования и практики культурно-гуманитарной дипломатии
- Тема 3: Теории культурной дипломатии и кросс-культурной коммуникации
- Тема 4: Культурная дипломатия государственных учреждений
- Тема 5: Квазигосударственные институты в области культурно-гуманитарных коммуникаций.
- Тема 6: Формы и методы работы в области культурной дипломатии
- Тема 7: Негосударственные акторы в области культурно-гуманитарного влияния.
- Тема 8: Международно-правовые инструменты культурно-гуманитарного сотрудничества.
- Тема 9: Международные межправительственные и неправительственные организации в области культурно-гуманитарных коммуникаций.
Элементы контроля
- 1-е тестированиеТестирование проводится по тематике, связанной с формированием и реализацией культурной дипломатии России и зарубежных государств в системе глобальных кросс-культурных связей.
- 2-е тестированиеТестирование проводится по тематике, связанной с историей и состоянием профильных международных организаций.
- Эссе
- Работа на семинарских занятиях
- ЭкзаменЭкзамен проводится в оффлайн в форме устного собеседования
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 учебный год 4 модуль0.1 * 1-е тестирование + 0.1 * 2-е тестирование + 0.3 * Работа на семинарских занятиях + 0.4 * Экзамен + 0.1 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Имидж России: концепция национального и территориального брендинга, Василенко, И. А., 2014
Рекомендуемая дополнительная литература
- Витрины великого эксперимента : культурная дипломатия Советского Союза и его западные гости, 1921 - 1941 годы, Дэвид - Фокс, М., 2015
- Имиджевая стратегия России в контексте мирового опыта, Василенко, И. А., 2013