• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Культурная дипломатия и кросс-культурная коммуникация

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Предмет «Культурная дипломатия и кросс-культурная коммуникация» исследует комплекс инструментов внешней политики России и зарубежных государств, который представляет собой механизмы, формы и методы международной культурно-гуманитарной деятельности. Анализируется система национального и международного правового регулирования этой сферы сотрудничества. Учебный процесс, включающий развитие теоретических основ и изучение практических примеров («кейсов»), служит углубленному пониманию и развитию навыков творческого применения форм и методов культурно-гуманитарной дипломатии и управления (менеджмента) этой областью внешнеполитической деятельсности в системе кросс-культурных коммуникаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать студентам определение «Культурной дипломатии и кросс-культурной коммуникации» как сферы практической деятельности, учебной дисциплины и научной области. Дать студентам целостное представление о источниках-факторах, механизмах, формах и методах культурно-гуманитарной деятельности государств в контексте кросс-культурной коммуникации.
  • Cформировать у студентов целостное представление об особенностях и составных частях культурно-гуманитарной работы в международных отношениях.
  • Cформировать у студентов целостное представление об основных тенденциях и особенностях культурно-гуманитарной работы как механизма внешнеполитической деятельности государств.
  • Cформировать у студентов целостное представление о национальных институциональных системах «культурной дипломатии».
  • Cформировать у студентов целостное представление об особенностях, формах, методах и основных элементах культурного сотрудничества государств в рамках международных учреждений.
  • Сформировать углубленное понимание и развить способности творческого применения инструментов культурно-гуманитарной дипломатии.
  • Cформировать у студентов практическую готовность принимать участие в реализации культурной дипломатии государств и международных учреждений
  • Сформировать у студентов основы представления о системе правового регулирования международного культурного сотрудничества.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и анализирует основные этапы исторического развития и современное состояния государственных и негосударственных механизмов культурно-гуманитарного влияния в контексте кросс-культурной коммуникации.
  • Знает и анализирует основные составные части национальных механизмов (государственных и общественных) культурно-гуманитарной деятельности.
  • Знает и анализирует основные этапы развития, институты и современное состояние культурно-гуманитарной деятельности Российской Федерации.
  • Знает и анализирует основные этапы развития, институты и современное состояние культурно-гуманитарных механизмов ряда наиболее влиятельных зарубежных государств
  • Знает и анализирует основные этапы формирования и особенности развития, институты и функционирование культурно-гуманитарных международных учреждений (межгосударственных и неправительственных) в современных условиях.
  • Знает и умеет планировать практическое применение методов и средств работы в национальных и международных учреждениях культурной дипломатии.
  • Знает и умеет формировать и планировать элементы культурно-гуманитарной деятельности в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной (стратегической) перспективах.
  • Умеет прогнозировать в рамках академической и практической (административной) работы основные потенциальные тенденции развития форм и методов культурно -гуманитарных коммуникаций в национальных и международных системах.
  • Знает и анализирует основные этапы формирования представления об истории, основных концепциях культурной дипломатии и кросс-культурных коммуникации.
  • Знает и анализирует современное состояние и тенденции развития такого феномена, как культурно-гуманитарная деятельность в системе глобальной кросс-культурной коммуникации.
  • Владеет тематикой применения международно-правовых инструментов, развития и современного состояния международного культурно-гуманитарного сотрудничества.
  • Знает и анализирует особенности организации и деятельности международных (межгосударственных и негосударственных) организации в области культурно-гуманитарных коммуникаций, умеет их оценивать и сравнивать, а также владеет соответствующим терминологическим аппаратом.
  • Знает и анализирует теоретические основы такого феномена, как культурная дипломатия, ее основные понятия и категории, история, развитие, современное состояние.
  • Знает и анализирует основные этапы формирования культурной дипломатии в системе международных отношений и оценивает ее общее состояние в настоящее время.
  • Знает и анализирует особенности государственной культурной дипломатии России, стран Европы, Америки, Азии, Африки и Латинской Америки.
  • Знает, анализирует и оценивает особенности организации и реализации квазигосударственной и негосударственной (общественной) культурной политики учреждений России и других влиятельных зарубежных государств.
  • Знает, анализирует и оценивает понятие и составные части культурно-гуманитарного влияния - культурной, научной, образовательной, спортивной, туристической и пр. типов международной культурной деятельности в практике Российской Федерации и наиболее влиятельных зарубежных государств.
  • Знает, анализирует и оценивает концепции «публичной дипломатии», «народной дипломатии», церковной дипломатии, «мягкой силы», «альтернативной дипломатии», информационных войн.
  • В ходе формирования и реализации проектов культурной дипломатии знает и умеет воспринимать культуру и обычаи других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям;
  • Знает, анализирует и оценивает международно-правовые документы культурно-гуманитарного сотрудничества, международные конвенции в области культурно-гуманитарного сотрудничества, квазигосударственные источники регулирования , ориентируется в актуальных проблемах правовых аспектов противостояния в культурно-гуманитарной и информационной областях.
  • Знает, анализирует и оценивает организацию и деятельность международных организаций в области культурно-гуманитарных коммуникаций. (межправительственные организации, международные неправительственные организации), благотворительные фонды, коммерческие, учебные, просветительские учреждения.
  • Знает и умеет прогнозировать основные направления потенциального развития международной культурной дипломатии
  • Знает и анализирует основные этапы развития и особенности современного состояния культурной дипломатии национальных государств в системе международных кросс-культурных отношений
  • Знает и анализирует основные этапы развития и особенности организации и деятельности международных институтов в кросс-культурном сотрудничестве.
  • Знает, анализирует и оценивает международно-правовые инструменты культурно-гуманитарного сотрудничества, международные конвенции в области культурно-гуманитарного сотрудничества, квазигосударственные источники регулирования в этой сфере, ориентируется в актуальных проблемах правовых аспектов противостояния в культурно-гуманитарной и информационной областях.
  • Знает, анализирует и оценивает организацию и деятельность международных институтов в области культурно-гуманитарных коммуникаций, (межправительственных и неправительственных организаций), благотворительных фондов, коммерческих, учебных, просветительских учреждения.
  • Знает, анализирует и умеет прогнозировать общие тенденции развития международных организаций в области кросс-культурных коммуникаций
  • умеет адаптировать культуру и обычаи других народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям.
  • Знает, анализирует и оценивает концепции «публичной дипломатии», «народной дипломатии», церковной дипломатии, «мягкой силы», «альтернативной дипломатии», формирования и регулирования информационных потоков в области культуры.
  • Знает, анализирует и оценивает понятие и составные части культурно-гуманитарного деятельности: культурную, научную, образовательную, спортивную, туристическую и пр. дипломатию во внешнеполитической практике Российской Федерации и наиболее влиятельных зарубежных государств.
  • Знает, анализирует и оценивает особенности квазигосударственной и негосударственной (общественной) культурной политики России и других влиятельных зарубежных государств.
  • Знает и анализирует особенности культурной дипломатии России, стран Европы, Америки, Азии и Африки.
  • Знает и анализирует основные этапы формирования культурной дипломатии в системе международных отношений и оценивает ее общее состояние в настоящее время
  • Знает и анализирует теоретические основы такого феномена, как культурная дипломатия, ее основные понятия и категории.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1: Введение в дисциплину
  • Тема 2: История формирования и практики культурно-гуманитарной дипломатии
  • Тема 3: Теории культурной дипломатии и кросс-культурной коммуникации
  • Тема 4: Культурная дипломатия государственных учреждений
  • Тема 5: Квазигосударственные институты в области культурно-гуманитарных коммуникаций.
  • Тема 6: Формы и методы работы в области культурной дипломатии
  • Тема 7: Негосударственные акторы в области культурно-гуманитарного влияния.
  • Тема 8: Международно-правовые инструменты культурно-гуманитарного сотрудничества.
  • Тема 9: Международные межправительственные и неправительственные организации в области культурно-гуманитарных коммуникаций.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий 1-е тестирование
    Тестирование проводится по тематике, связанной с формированием и реализацией культурной дипломатии России и зарубежных государств в системе глобальных кросс-культурных связей.
  • неблокирующий 2-е тестирование
    Тестирование проводится по тематике, связанной с историей и состоянием профильных международных организаций.
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в оффлайн в форме устного собеседования
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 учебный год 4 модуль
    0.1 * 1-е тестирование + 0.1 * 2-е тестирование + 0.3 * Работа на семинарских занятиях + 0.4 * Экзамен + 0.1 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Имидж России: концепция национального и территориального брендинга, Василенко, И. А., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Витрины великого эксперимента : культурная дипломатия Советского Союза и его западные гости, 1921 - 1941 годы, Дэвид - Фокс, М., 2015
  • Имиджевая стратегия России в контексте мирового опыта, Василенко, И. А., 2013