• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Международный бизнес

Статус: Майнор
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Международный бизнес» призвана познакомить студентов с принципами функционирования транснациональных корпораций, а также их ролью в мировой экономике. Практически все крупные компании осуществляют коммерческие операции на рынках зарубежных стран, либо вовлечены в процесс глобализации другими способами. В связи с этим правильная оценка преимуществ и недостатков различных форм ведения международного бизнеса, понимание особенностей функционирования мировых рынков и центров деловой активности является крайне важным для современных экономистов. Освоение дисциплины позволит студентам познакомиться с законодательными, политическими, технологическими и социальными особенностями ведения бизнеса за рубежом, а также межстрановыми культурными различиями. В результате освоения дисциплины студенты также приобретут необходимые знания и практические навыки в области международного стратегического менеджмента и таких функциональных областях управления международной компанией как маркетинг, финансовый учет, операционный менеджмент, лидерство и управление человеческими ресурсами. Пристальное внимание в рамках дисциплины также будет уделено деятельности малых и средних предприятий, которые вовлекаются в сферу международного бизнеса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с принципами функционирования транснациональных корпораций, а также их ролью в мировой экономике.
  • Формирование понимания законодательных, политических, технологических и социальных особенностей ведения бизнеса за рубежом, а также межстрановых культурными различий.
  • Приобретение навыков в области международного стратегического менеджмента и маркетинг, финансовый учет, операционный менеджмент, лидерство и управление человеческими ресурсами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует правовые аспекты международного бизнеса
  • Анализирует природу международного операционного менеджмента
  • Объясняет основные вопросы международного маркетинга
  • Объясняет основы международного стратегического менеджмента
  • Определяет сущность международных организационных структур и формулирует функцию контроля в международном бизнесе
  • Оценивает роль культуры в международном бизнесе
  • Оценивает технологическую среду и политические риски ведения международного бизнеса
  • Принимает во внимание этику и социальную ответственность в международном бизнесе
  • Проводит анализ зарубежных рынков и определяет стратегии проникновения
  • Разбирается в международном финансовом учете и налогообложении
  • Раскрывает ключевые аспекты лидерства и поведения работников в международной компании
  • Раскрывает организацию деятельности международных стратегических альянсов
  • Раскрывает основные принципы управления человеческими ресурсами в международных компаниях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • ТЕМА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
  • ТЕМА 2. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
  • ТЕМА 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ ВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
  • ТЕМА 4. РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ
  • ТЕМА 5. ЭТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ
  • ТЕМА 6. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
  • ТЕМА 7. АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКОВ И СТРАТЕГИИ ПРОНИКНОВЕНИЯ
  • ТЕМА 8. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ
  • ТЕМА 9. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ И КОНТРОЛЬ
  • ТЕМА 10. ЛИДЕРСТВО И ПОВЕДЕНИЕ РАБОТНИКОВ В МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМПАНИИ
  • ТЕМА 11. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ
  • ТЕМА 12. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
  • ТЕМА 13. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
  • ТЕМА 14. МЕЖДУНАРОДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ И ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе LMS при подключении к ZOOM. К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала по ссылке, указанной в расписании. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM, возможность набора текста. Для участия в экзамене студент обязан: включить камеру, отключить микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Во время экзамена студентам разрешено: (перечислить действия). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее трех минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается три минуты и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи при использовании других заданий.
  • неблокирующий Оценка работы в аудитории, решение практических задач, подготовки и презентации докладов
  • неблокирующий Выполнение контрольной работы (2 части)
  • неблокирующий Выполнение домашних заданий
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 учебный год 4 модуль
    0.2 * Выполнение домашних заданий + 0.2 * Выполнение контрольной работы (2 части) + 0.6 * Оценка работы в аудитории, решение практических задач, подготовки и презентации докладов
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Дерен, В. И.  Экономика и международный бизнес : монография / В. И. Дерен, А. В. Дерен. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 265 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-09652-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429974 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Дерен, В. И.  Экономика и международный бизнес : учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен, А. В. Дерен. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 297 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09246-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/427503 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Международный бизнес в отраслях нефтегазового комплекса : учебник / под ред. Ю.Н. Линника, В.Я. Афанасьева, А.С. Казака. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 219 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/13582. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/966306
  • Международный бизнес: PR и рекламное дело : учеб. пособие / С.И. Лашко, В.Ю. Сапрыкина. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2020. - 171 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI: https://doi. org/10.12737/20207 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1039162
  • Международный бизнес: Учебное пособие / Михалкин В.А. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/538869
  • Под ред. Погорлецкого А.И., Сутырина С.Ф. - МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 733с. - ISBN: 978-5-9916-3256-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mezhdunarodnyy-biznes-teoriya-i-praktika-426103
  • Поляков, В. В., Мировая экономика и международный бизнес. Практикум : учебное пособие / В. В. Поляков, Р. К. Щенин, ; под общ. ред. В. В. Полякова, Р. К. Щенина. — Москва : КноРус, 2007. — 400 с. — ISBN 978-5-85971-589-3. — URL: https://book.ru/book/908340 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Поляков, В. В., Мировая экономика и международный бизнес. Экспресс-курс : учебник / В. В. Поляков, Р. К. Щенин, Е. Н. Смирнов, ; под общ. ред. В. В. Полякова, Р. К. Щенина. — Москва : КноРус, 2017. — 278 с. — ISBN 978-5-406-04025-6-M-2016. — URL: https://book.ru/book/922017 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Поляков, В. В., Мировая экономика и международный бизнес. Экспресс-курс : учебник / В. В. Поляков, Р. К. Щенин, Е. Н. Смирнов, ; под общ. ред. В. В. Полякова, Р. К. Щенина. — Москва : КноРус, 2018. — 278 с. — ISBN 978-5-406-06011-7-M-2017. — URL: https://book.ru/book/925990 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
  • Шевченко, Б. И., Международный бизнес : учебник / Б. И. Шевченко. — Москва : КноРус, 2019. — 566 с. — ISBN 978-5-406-06537-2. — URL: https://book.ru/book/929534 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Afuah, A. (2018). Business Model Innovation : Concepts, Analysis, and Cases. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1907925
  • Elbert, R., Özsucu, Ö., & Bogusch, C. (2017). Revenue Sharing Between Production, Logistics and Traffic: An Experimental Analysis of the Actors in Distribution Logistics. Publications of Darmstadt Technical University, Institute for Business Studies (BWL). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.dar.wpaper.84699
  • Fox, S. (2008). Business Etiquette For Dummies (Vol. 2nd ed). Hoboken, N.J.: For Dummies. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=231154
  • Joshua N. Milligan. (2019). Learning Tableau 2019 : Tools for Business Intelligence, Data Prep, and Visual Analytics, 3rd Edition. Birmingham: Packt Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2092866
  • Strang, K. D. (2015). The Palgrave Handbook of Research Design in Business and Management. New York City, NY: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1075586
  • Мардас, А. Н.  Стратегический менеджмент : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева, И. Г. Кадиев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 176 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06388-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434725 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Международный бизнес в отраслях нефтегазового комплекса: Учебник / Под ред. Ю.Н. Линника, В.Я. Афанасьева, А.С. Казака - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 218 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-011034-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/510371
  • Международный бизнес: PR и рекламное дело: Учебное пособие / Лашко С.И., Сапрыкина В.Ю. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 171 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/560458
  • Международный бизнес: Учебное пособие / В.А. Михалкин. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.: 60x90 1/16. (обложка) ISBN 978-5-9776-0233-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/501874
  • Поляков, В. В., Мировая экономика и международный бизнес. Практикум : учебное пособие / В. В. Поляков, Р. К. Щенин, ; под общ. ред. В. В. Полякова, Р. К. Щенина. — Москва : КноРус, 2015. — 398 с. — ISBN 978-5-406-04353-0. — URL: https://book.ru/book/916666 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Поляков, В. В., Мировая экономика и международный бизнес. Практикум : учебное пособие / В. В. Поляков, Р. К. Щенин, ; под общ. ред. В. В. Полякова, Р. К. Щенина. — Москва : КноРус, 2016. — 397 с. — ISBN 978-5-390-00174-5-M-2016. — URL: https://book.ru/book/920521 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Поляков, В. В., Мировая экономика и международный бизнес. Экспресс-курс : учебник / В. В. Поляков, Р. К. Щенин, Е. Н. Смирнов, ; под общ. ред. В. В. Полякова, Р. К. Щенина. — Москва : КноРус, 2015. — 278 с. — ISBN 978-5-406-04025-6-M-2015. — URL: https://book.ru/book/916563 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Семенова, А. А., Стратегический менеджмент : учебное пособие / А. А. Семенова, М. Н. Кузина, Н. Ф. Лозик, Д. В. Царегородцев. — Москва : Русайнс, 2020. — 150 с. — ISBN 978-5-4365-1070-5. — URL: https://book.ru/book/934086 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
  • Сидоров, М. Н.  Стратегический менеджмент : учебник для прикладного бакалавриата / М. Н. Сидоров. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 158 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-08723-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434076 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Стратегические альянсы: Сборник документов / Хорасанов О., Силонов А. - М.:Альпина Бизнес Букс, 2008. - 244 с.: 84x108 1/32. - (Идеи, которые работают) ISBN 978-5-9614-0764-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003055
  • Шевченко, Б. И., Международный бизнес : учебник / Б. И. Шевченко. — Москва : КноРус, 2017. — 566 с. — ISBN 978-5-406-05937-1. — URL: https://book.ru/book/922871 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.

Авторы

  • Растворцева Светлана Николаевна