• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Управление операционной эффективностью

Статус: Майнор
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38.03.02 Менеджмент, изучающих дисциплину «Управление операционной эффективностью». В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся с основными процессами по управлению операционной эффективностью, а также изучают их особенности в различных сферах бизнеса. Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», в отношении которого установлена категория «Национальный исследовательский университет», по направлению подготовки бакалавров 38.03.02 Менеджмент.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов базового понимания основных понятий и закономерностей по управлению операционной эффективностью, а также ее места и роли в системе управления предприятием.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные типы логистических стратегий, уметь для каждого из них приводить примеры ситуаций, когда этот тип стратегии будет отвечать целям бизнеса
  • Знает основы системного подхода в анализе операционной эффективности
  • Знаком с инструментами повышения операционной эффективности. Умеет рассчитывать экономический эффект
  • демонстрирует способность использования базовых моделей операционной эффективности и процессов для описания вопросов, связанных с организацией
  • иллюстрирует теоретические знания по операционной эффективности
  • формулирует проблемы и задачи в терминах модели операционной эффективности
  • Выбирает и использует основные инструменты бережливого производства для выявления потерь и повышения операционной эффективности.
  • Знает основы операционного менеджмента предприятия
  • Знает и умеет использовать традиционные модели организации операционных систем
  • Знать и объяснять последовательность шагов по формированию системы управления операционной эффективностью на предприятии
  • Уметь выявлять потоки и анализировать процессы в организации
  • Уметь описывать операционную (производственную) систему компании
  • Уметь находить узкие места, предлагать мероприятия для улучшений
  • Уметь строить карты потока создания ценности
  • Владеть методом A3 для решения проблем и реализации проектов по операционной эффективности
  • Знать общие социально-политические и экономические тенденции, влияющие на интерес бизнеса к управлению операционной эффективностью
  • Знать основные группы KPI в области управления операционной эффективностью
  • Перечислять основные задачи управления операционной эффективностью и связывать их с общими целями и задачами управления на предприятии
  • Рассчитать необходимую мощность для удовлетворения спроса
  • Выбирать и использовать инструменты и методы для решения проблем
  • Выбирать и использовать основные инструменты бережливого производства для выявления потерь и повышения операционной эффективности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Введение в управление операционной эффективностью.
  • 2. Эволюция управления операционной эффективностью
  • 3. Процесс. Операционная система
  • 4. Типы потерь: муда, мури, мура. 8 видов потерь
  • 5. Методы и инструменты по управлению операционной эффективностью: Гемба
  • 6. Методы и инструменты по управлению операционной эффективностью: 5S. Визуальный менеджмент и применение системы 5S
  • 7. Методы и инструменты по управлению операционной эффективностью: Канбан
  • 8-9. Главные подходы по управлению операционной эффективностью. Ключевые принципы Toyota Production System. Особенности их применения. Часть 1 и 2
  • 10. Метод А3 и его применение для целей повышения операционной эффективности
  • 11. Стратегия запуска подхода по повышению операционной эффективности. Подбор и внедрения инструментов. Концепция запуска в компании
  • 12. Подготовка процессов к автоматизации. Возможности и риски. Система BPM
  • 13. Поток и мощность
  • 14. Операционные стратегии
  • 15. Управление качеством. Аудит процессов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Выполнение заданий на семинарах в соответствии с установленными критериями. Выполнение заданий после семинаров по их теме.
  • неблокирующий Активность на лекциях
    Устная активность, выполнение небольших заданий на лекциях по пройденному материалу
  • неблокирующий Активность на семинарах
    Выполнение заданий на семинарах в соответствии с установленными критериями. Выполнение заданий после семинаров по их теме.
  • неблокирующий Активность на лекциях
    Устная активность, выполнение небольших заданий на лекциях по пройденному материалу
  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполнение домашнего задания в соответствии с заданными критериями. Домашние задания могут быть индивидуальными и командными
  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполнение домашнего задания в соответствии с заданными критериями. Домашние задания могут быть индивидуальными и командными
  • блокирующий Экзамен
    Финальный тест по материалам курса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 учебный год 4 модуль
    0.105 * Активность на лекциях + 0.105 * Активность на лекциях + 0.1 * Активность на семинарах + 0.1 * Активность на семинарах + 0.16 * Домашнее задание + 0.13 * Домашнее задание + 0.3 * Экзамен

Авторы

  • Крупенко Анна Анатольевна
  • Алиева Нармин Адиль кызы
  • Раупова Ксения Бурхановна