2024/2025
Предпринимательство
Язык:
русский
Кредиты:
5
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках дисциплины «Предпринимательство» основной акцент будет сделан на поиске предпринимательских возможностей и оценке их рыночных перспектив, разработке бизнес-модели и планировании бизнеса. По итогам курса студенты смогут рассчитать экономические показатели предпринимательского проекта и представить проект потенциальным партнерам. В рамках практических занятий студенты в малых группах будут разрабатывать свои предпринимательские идеи с использованием современных инструментов и подходов к развитию предпринимательских проектов: дизайн мышление, поиск и оценка бизнес возможностей, разработка ценностного предложения, бизнес-моделирование, customer development, карта пути клиента (customer journey map), unit экономика, lean startup и др. В рамках курса предусмотрены различные задания, которые будут выполняться в команде. Занятия будут проходить в активных формах обучения, включая деловые игры, дискуссии, обсуждения кейсов, командную работу по разработке предпринимательских проектов.По окончании курса студенты разовьют у себя предпринимательские компетенции, смогут выявлять и оценивать коммерческий потенциал предпринимательской возможности, а также будут способны в дальнейшем разработать и запустить свой предпринимательский проект. Благодаря работе в кроссфункциональных командах студенты расширят свои социальные связи и разовьют свои коммуникативные навыки.
Цель освоения дисциплины
- Разбираться в основных понятиях и видах предпринимательства
- Овладеть методами разработки ценностного предложения и бизнес-модели
- Применять инструменты первичного анализа рынка
- Применять методы расчета финансовых показателей проекта
- Представлять предпринимательский проект партнерам
Планируемые результаты обучения
- Знает основные понятия и теоретические подходы к определению предпринимательства
- Умеет презентовать свой предпринимательский проект
- Умеет рассчитывать ключевые финансовые показатели предпринимательского проекта
- Умеет составить бюджет доходов и расходов предпринимательского проекта
- Демонстрирует навыки генерации новых идей продуктов, обладает креативностью, инициативностью
- Уметь выявлять ключевые ресурсы проекта, а также формулировать устойчивые конкурентные преимущества проекта, знать источники привлечения финансирования в предпринимательский проект
- Составляет бизнес-модель проекта
- Проводит анализ рынка для нового продукта
- Рассчитывает базовые показатели unit экономики по новому продукту
- Формулирует ценностное предложение для нового продукта
- Формулирует потребности целевой аудитории, определяет портрет потребителя
Содержание учебной дисциплины
- Природа предпринимательства: понятие, виды и условия развития предпринимательства
- Поиск предпринимательской возможности
- Предварительная оценка и анализ рынка
- Бизнес-модель предпринимательского проекта
- Ресурсы предпринимательской фирмы
- Экономика проекта
- Презентация проекта инвестору
Элементы контроля
- Домашнее заданиеЗадание относится к теме "Поиск предпринимательских возможностей". Студентам необходимо в сформированных командах для своих предпринимательских проектов выбрать сегмент целевой аудитории, найти 10 человек для каждого сегмента целевой аудитории, и провести с ними интервью (лично/ по телефону/ онлайн) по заранее подготовленным вами вопросам. Результатом проведенных 10 проблемных интервью будет заполненный клиентский сценарий в обобщенном виде по каждому сегменту (по всем интервью). Кратко описать CJM (путь клиента) от момента возникновения потребности до совершения покупки. В итоге команда может сформулировать ценностное предложение. Артефакт доказательства проведенных интервью – аудиозаписи.
- Аудиторная работаактивное выполнение заданий в рамках семинарских занятий, своевременное и полное выполнение домашних заданий, доклад полученных результатов на семинарских занятиях.
- Презентация проектаНеобходимо подготовить презентацию вашего проекта. Работая в группе по 4-6 человек, необходимо проработать обязательно следующие вопросы: описание продукта и его конкурентные преимущества, анализ рынка, бизнес-модель проекта, стратегия продвижения проекта, прогноз продаж, финансовый план, команда проекта. Проект представляется в формате презентации. Рекомендованная структура итоговой презентации: 1. Потребитель и его проблемы, 2. Описание продукта, ценностное предложение, конкурентные преимущества, 3. Анализ рынка (обязательно PAM, TAM, SAM, SOM, анализ конкурентов), 4. Бизнес-модель проекта (рассказываем только модель монетизации, ключевые виды деятельности и ресурсы, и опционально партнеры), 5. Стратегия продвижения проекта + бюджет на продвижение, 6. Прогноз продаж (таблица из финансового плана, но по годам), 7. Финансовый план (таблица с расходами (статьи расходов по годам (не поквартально и не по месяцам); динамика прибыли, период окупаемости и точка безубыточности - можно в виде графиков сделать), потребность в инвестициях. По итогам курса организовывается презентационная сессия, на которой происходит защита работ групп студентов, проводится презентация проектов. Длительность презентации: 10 минут.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 учебный год 2 модуль0.4 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашнее задание + 0.4 * Презентация проекта
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alpina - 21838 - И.Рябенький - Легкий венчур: Практическое пособие для начинающих ангелов и будущих единорогов - 9785961440898 - Альпина Паблишер - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21838
- Alpina - 351 - А.Остервальдер; И.Пинье - Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора - 9785961423457 - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/351
- Alpina - 966 - Э.Рис - Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели - 9785961433913 - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/966
- Bill Aulet. (2013). Disciplined Entrepreneurship : 24 Steps to a Successful Startup. Wiley.
- Васильева, Е. В., Дизайн-мышление: немного о подходе и много об инструментах развития креативного мышления, изучения клиентских запросов и создания идей : монография / Е. В. Васильева. — Москва : Русайнс, 2020. — 203 с. — ISBN 978-5-4365-2366-8. — URL: https://book.ru/book/934928 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
- Васильева, Е. В., Маркетинг и управление продуктом на цифровых рынках: генерация и проверка идей через CustDev, дизайн-мышление и расчеты юнит-экономики : учебник / Е. В. Васильева, М. Р. Зобнина. — Москва : КноРус, 2021. — 723 с. — ISBN 978-5-406-08138-9. — URL: https://book.ru/book/939135 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
- Как создать продукт, который купят. Метод Lean Customer Development: Учебное пособие / Альварес С. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 248 с.: ISBN 978-5-9614-5395-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/737041
- Предпринимательство : учебник / М.Г. Лапуста. — Изд. испр. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 384 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1063380
- Предпринимательство и создание бизнеса : учебное пособие / Т. В. Кугушева, Н. Н. Муравьева, А. И. Новицкая [и др.]. — Москва : Русайнс, 2022. — 273 с. — ISBN 978-5-4365-9012-7. — URL: https://book.ru/book/942559 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
- Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг: Учебное пособие / Остервальдер А., Пинье И., Бернарда Г. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 312 с.: ISBN 978-5-9614-4907-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923404
Рекомендуемая дополнительная литература
- Alpina - 21515 - А.Остервальдер; Д.Блэнд - Тестирование бизнес-идей - 9785961437263 - Альпина Паблишер - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21515
- Грибов, В. Д., Малое инновационное предпринимательство и его роль в реализации стратегии инновационного развития в России : монография / В. Д. Грибов, Г. В. Камчатников. — Москва : Русайнс, 2020. — 186 с. — ISBN 978-5-4365-4589-9. — URL: https://book.ru/book/935736 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
- Интернет-предпринимательство: практика применения дизайн-мышления в создании проекта : учебно-практическое пособие / Е. В. Васильева, Н. Ф. Алтухова, А. А. Громова [и др.] ; под ред. Е. В. Васильевой. — Москва : КноРус, 2021. — 306 с. — ISBN 978-5-406-02461-4. — URL: https://book.ru/book/936109 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
- Калюжнова, Н. Я. Социальное предпринимательство : учебное пособие для вузов / Н. Я. Калюжнова, Е. П. Огаркова, М. А. Осипов ; под редакцией Н. Я. Калюжновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 114 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11478-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476173 (дата обращения: 27.08.2024).
- Настольная книга венчурного предпринимателя: Секреты лидеров стартапов: Учебное пособие / Романс Э. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 247 с.: ISBN 978-5-9614-4971-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/915125
- Стартап-гайд: Как начать… и не закрыть свой интернет-бизнес: Учебное пособие / Зобнина М.Р. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 166 с.: ISBN 978-5-9614-4824-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924028
- Четыре шага к озарению: Стратегии создания успешных стартапов / Бланк С. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 368 с.: ISBN 978-5-9614-4645-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/926475