Бакалавриат
2023/2024
Контроль и оценивание в образовании
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Институт образования
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Антипкина Инна Вениаминовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс разработан и преподается профессиональными психометриками. Психометрика – это наука об инструментах оценивания. Понимание принципов разработки заданий, умение провести базовую экспертизу теста, практика по разработке рубрик оценивания помогут учителям выстроить эффективную систему оценивания в своих классах и включиться в более широкий контекст вопросов оценивания: эффективнее готовить учащихся к проверочным работам, экзаменам высоких ставок, работать с тестовой тревожностью учащихся. Курс содержит три укрупненных практических блока тем.1.Формирующее оценивание и все, что с ним связано. В этом блоке мы обсуждаем эмоциональные трудности оценивания. Знакомимся с концепцией «климата ошибки» (error climate). Разбираем разные подходы к формирующему оцениванию. Большое внимание уделяем деятельностным заданиям (performance-based assessment), для которых учимся разрабатывать рубрики оценивания. Деятельностные задания – это большая часть заданий текущего школьного оценивания, для которых требуется участие оценщика-эксперта: сочинения, презентации, проекты. Умение разрабатывать качественные, справедливые, полные, ясные и удобные для понимания и применения критерии (рубрики оценивания) – главный образовательный результат этого блока.2.Разработка тестовых заданий. В этой части участники курса знакомятся с правилами разработки тестовых заданий, типами тестов по задачам и интерпретации. Работа построена от знакомства с типичными ошибками, через экспертизу типовых тестов к разработке собственных заданий. В рамках работы с тестовыми заданиями мы также посмотрим на системы оценивания в разных странах, познакомимся с международными исследованиями. 3.Основы психометрического анализа. В этой части курса учителя научатся проводить простой анализ тестов в рамках классической теории тестирования в программе Excel. Участники курса увидят, как психометрические характеристики задания трудность и дискриминативность позволяют находить проблемные задания. Смогут обосновать качество инструментов. Они также узнают требования к качеству теста.
Цель освоения дисциплины
- Справедливо оценивать деятельностные задания с помощью самостоятельно разработанных рубрик оценивания
- Давать содержательную обратную связь
- Создавать тестовые задания разных форматов и ориентированных на разные когнитивные процессы (запоминание, применение, анализ, синтез).
- Проводить анализ данных тестирования методами классической теории тестирования: оценить трудность и дискриминативность заданий теста, оценить надежность теста.
- Работать с документацией «внешних» тестов и использовать ее для подготовки учащихся к тестированию и для корректировки программ обучения.
- Провести экспертизу контрольно-измерительных материалов и исправить недостатки в инструкциях, формулировках заданий, композиции теста.
Планируемые результаты обучения
- Навык анализа целей и задач конкретного тестирования
- Применение таксономии для создания спецификации
- Различие НОРТ и КОРТ оценивания
- Разработка заданий разных форматов.
- Создание рубрики оценивания: холистической или аналитической.
- Умение выявлять искажения в заданиях, которые могут быть источником несправедливого оценивания.
- Умение описать "минимально-компетентного учащегося"
- Умение оценить надежность теста, трудность и дискриминативность тестовых заданий, а также выявление потенциальных проблем.
- Умение рассчитать описательные характеристики результатов оценивания. Построение гистограммы. Описание графиков.
- Классифицировать виды оценивания в соответствии с целями и интерпретацией результатов
- Проводить психометрический анализ данных тестирования методами классической теории тестирования: оценивать трудность и дискриминативность заданий теста, оценивать надежность теста.
- Провести экспертизу контрольно-измерительных материалов и исправить недостатки в инструкциях, формулировках заданий, композиции теста.
- Работать с документацией «внешних» тестов и использовать ее для подготовки учащихся к тестированию и для корректировки программ обучения.
Содержание учебной дисциплины
- Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Занятие 5
- Занятие 6
- Занятие 7
- Занятие 8
- Занятие 9
- Занятие 10
- Четыре группы целей тестирования. НОРТ и КОРТ. Создание теста. История оценивания в педагогике.
Элементы контроля
- Дз по рубрикам оцениванияДомашнее задание в группах создать рубрику оценивания к деятельностному заданию.
- Экзамены высоких ставок в разных странах -- презентация
- Итоговый тест
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 3rd module0.4 * Дз по рубрикам оценивания + 0.3 * Итоговый тест + 0.3 * Экзамены высоких ставок в разных странах -- презентация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Malcolm L. Van Blerkom. (2017). Measurement and Statistics for Teachers: Vol. Second edition. Routledge.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Improving teachers’ comprehension of Curriculum-Based Measurement progress-monitoring graphs. (2019). Journal of Learning Disabilities, 52(5), 413–427.