Бакалавриат
2023/2024
Современный урок
Статус:
Курс по выбору (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Люкина Елена Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс предназначен для студентов бакалавриата и формирует представление о современном школьном образовании, которое направлено на формирование и развитие универсальных учебных действий, на модернизацию содержания и методов школьного образования. Студенты знакомятся с тенденциями изменений, влияющих на школьное образование, учатся оперировать основными понятиями при проектировании современного урока и разбирают компоненты/ этапы современного урока. В рамках курса слушатели определяют стратегии обучения для развития умения анализировать информацию и делать обоснованные выводы, для развития творческого мышления, для организации активных форм работы и взаимодействия на уроке. Внимание уделяется формированию и развитию читательской грамоте на уроке. С помощью модели по работе с текстом участники курса создают упражнения на формирование и развитие ЧГ. Студенты формулируют общие принципы педагогической деятельности, включая способы организации оценивания и обратной связи, рассматривают педагогические условия и практики, а также разрабатывают и реализуют конкретные методы и приемы для современного урока.
Цель освоения дисциплины
- научить студентов ориентироваться в современных тенденциях проектирования содержания урока и обучить их проектированию современного урока
Планируемые результаты обучения
- Описывает принципы современного образования и приводит примеры из отечественного и зарубежного опыта, определяет значимость медиаграмотности/ медиакомпетентности для обучения
- Объясняет понятия «современный урок», «ФГОС», «учебный план», «рабочие программы», «СанПиН» «новые роли ученика и учителя», «пассивное и активное обучение» и формулирует основные правила проектирования современного урока
- Определяет структуру современного урока и выстраивает педагогическое взаимодействие (расписывает деятельность учителя и деятельность ученика)
- Использует приемы для развития умения анализировать информацию и делать обоснованные выводы, для развития творческого мышления, для организации активных форм работы и взаимодействия на уроке и отбирает/составляет критерии для оценивания этих умений
- Объясняет понятие ЧГ, определяет умения ЧГ и соотносит их с уровнями ЧГ, использует упражнения для формирования ЧГ.
- Применяет основные принципы оценивания и методы получения обратной связи об эффективности учебной деятельности для корректировки и проектирования успешного урока, анализирует результаты учебного процесса и проектирует современный урок или совершенствует проектирование современного урока
Содержание учебной дисциплины
- Современное образование
- Современные образовательные стандарты
- Современный урок и проектирование современного урока
- Организация ведущих умений на уроке и возможности их измерения
- Читательская грамотность на уроке
- Роль оценивания и обратной связи на уроке
Элементы контроля
- SWOT – анализ школьного предмета с учетом современных тенденций проектирования содержания урокаЕсли студент сдаст элемент контроля в течение 3 дней после дедлайна, то предусмотрен штраф в размере 1 балла. Если сдаст по истечении 3 дней после дедлайна, то предусмотрен штраф в размере 2 баллов. Если элемент не сдан более недели, работа не принимается.
- 4К в современном урокеЕсли студент сдаст элемент контроля в течение 3 дней после дедлайна, то предусмотрен штраф в размере 1 балла. Если сдаст по истечении 3 дней после дедлайна, то предусмотрен штраф в размере 2 баллов. Если элемент не сдан более недели, работа не принимается.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 2nd module0.5 * 4К в современном уроке + 0.5 * SWOT – анализ школьного предмета с учетом современных тенденций проектирования содержания урока
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Info-драйвер: как выжить в мире информации, Коноплев, Е. С., 2009
- Видимое обучение : синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников : пер. с англ., Хэтти, Дж., 2017
- Зачарованное место : медиапотребление, медиаграмотность и историческая память сельских жителей, , 2021
- Искусство современного урока : учеб. пособие для вузов, Булатова, О. С., 2006
- Искусство современного урока, Булатова, О.С., 2006
- Креативность. Коммуникация и культурные ценности, Негус, К., 2011
- Обратная связь : как сказать все, что думаешь, и получить все, что хочешь, Хьюстон, Т., 2022
- Приемы педагогической техники : Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальн... : пособие для учителя, Гин А.А., 1999
- Проектирование основных профессиональных образовательных программ на основе ФГОС СПО, Волкогон, В.А., 2011
- Финская система обучения : как устроены лучшие школы в мире, Уокер, Т., 2018
Рекомендуемая дополнительная литература
- 21 урок для XXI века, Харари, Ю. Н., 2019