• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Возрастная психология образования

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Обучение и оценивание как наука)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Обучение и оценивание как наука
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Курс позволяет студентам освоить современных представлений о закономерностях развития и возрастной нормы развития; сформировать целостного видения развития человека в онтогенезе; применить знаний возрастной психологии в исследованиях, методических разработках и практической работе с обучающимися разных возрастов; освоить базовые принципы педагогического взаимодействия с обучающимися в их зоне ближайшего развития.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение студентами современных представлений о закономерностях развития и возрастной нормы развития; создание целостного видения развития человека в онтогенезе; применение знаний возрастной психологии в исследованиях, методических разработках и практической работе с обучающимися разных возрастов; освоение принципов педагогического взаимодействия с обучающимися в их зоне ближайшего развития.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап дошкольного детства
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап зрелости
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап младенчества.
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап младшего школьного детства
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап молодости
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап отрочества
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап раннего детства
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап старости
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап юности
  • Овладели ключевыми понятиями возрастной психологии и психологии развития, способны их применять при обсуждении конкретных случаев, а также иллюстрировать понятия и термины примерам
  • Освоили принципы работы с решением задач обучения развития детей в их зоне ближайшего развития
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1.
  • Тема 7
  • Тема 3 (не включена в 2024)
  • Тема 4 (не включена в 2024)
  • Тема 2.
  • Тема 6.
  • Тема 7.
  • Тема 8.
  • Тема 6.
  • Тема 5.
  • Тема 11.
  • Тема 12 (не включена в 2024)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Выберите фильм или сериал, в котором рассматривается тема обучения, и опишите этот кейс. Вам будут предложены три группы вопросов, касающихся трендов, культуры и среды обучения, портрета одного из героев, соотнесения кейса с личным опытом. Отвечать на вопросы нужно с опорой на пройденный материал по курсу: Тренды, культура и среда обучения какие тренды заметили, по каким маркерам их определили какая культура складывается в школе/вузе, какие ценности лежат в основе как стейкхолдеры влияют на восприятие учащимися школы и образования как выстраиваются отношения между преподавателями и студентами (поддержка vs. контроль, вертикальные vs. горизонтальные, власть vs. сотрудничество) какие отношения складываются внутри учебной группы и как они влияют на обучение (агрессия, буллинг, выгорание, сотрудничество, конкуренция) как показано обучение (трудный или лёгкий процесс, рутинный или творческий, требующий усилий и времени или не отнимающий время и второстепенный) Портрет одного из героев: выберите героя и опишите его траекторию обучения (цели, выборы предметов, планирование своей карьеры с учётом получаемого образования, адаптация к среде обучения) оцените, соответствуют ли возможности героя тем условиям, в которых он находится. Аргументируйте свою точку зрения если представленная траектория обучения, на ваш взгляд, ему подходит, опишите возможные варианты профессионального развития этого героя если представленная траектория обучения, на ваш взгляд, ему не подходит, опишите, какая форма обучения ему бы подошла, и объясните, почему Соотнесение с личным опытом: учились ли вы когда-нибудь в представленной в кейсе среде (если да, опишите достоинства и недостатки; если нет, подумайте о возможных рисках и преимуществах для вас, если бы вы оказались в такой средне) (не менее 3 рисков и не менее 3 преимуществ) подумайте о том, как замеченные вами преимущества можно встроить при проектировании собственного курса, и напишите возможные способы их реализации (не менее 3 аргументов) подумайте о том, как замеченные вами недостатки можно исправить и как это сделать (и нужно ли?) (не менее 3 аргументов) сравните траекторию героя с собственной траекторией обучения: в чём ваш опыт похож, а в чём отличается? Укажите не менее 3 аргументов для сходств и не менее 3 аргументов для различий.
  • неблокирующий Домашнее задание 2
    Практическое задание, осуществляется в группе: описание кейса разработки учебного курса по схеме и представление его на паре в виде презентации. Этот кейс вы должны придумать сами, как если бы к вам обратился заказчик или если бы самостоятельно решили выйти на рынок образовательных услуг и предложить новый продукт. При выполнении практического задания обязательно используйте пройденный материал по курсу. Слайды презентации не должны быть перегружены текстом и дублировать материал лекций. Ваша задача - применить полученные знания и адаптировать их под себя. На выступление даётся 15 минут, после чего в течение 10 минут проводится обсуждение. Задание состоит из трёх типов задач, которые нужно решить: 1). вам нужно описать кратко максимально подробно курс, который вы проектируете (название, цели, аудитория, формат) 2). вам нужно использовать метакогнитивные навыки и техники эмоциональной саморегуляции, чтобы понять, какие личностные трудности будут мешать вашей работе над курсом 3). вам нужно подумать о проблемах, которые возникнут в процессе продвижения курса и его запуска, и предложить возможные пути решения При выполнении практического задания учитывайте следующие критерии: Часть 1. Описание курса какой курс вы хотите проектировать, какова его цель, какие результаты ожидаете получить в какой форме будет проходить обучение (очная форма, blending learning, онлайн) целевая аудитория курса: возраст, мотивация слушателей, их уровень подготовки и образование какие тренды в обучении будете учитывать при проектировании курса, как учитывать запросы аудитории и другие аналогичные предложения как вы будете составлять расписание занятий с учётом знания о работе когнитивных функций Часть 2. Поиск и преодоление личностных трудностей какие ваши ограничивающие убеждения могут возникнуть в процессе создания программы, которые будут мешать вам в процессе работы какие у вас есть позитивные убеждения, которые помогут вам продолжать работу над курсом в чём ваши эмоции будут вам мешать, а в чём помогать какие возможные причины, из-за которых вы можете бросить идею создать курс, как вы поступите с опорой на имеющийся опыт, и как вы будете поддерживать свою мотивацию продолжать работу по проекту, также с опорой на опыт Часть 3. Проблемы в процессе продвижения и запуска курса (выберете одну трудность, которая возникнет, и подумайте о способах её разрешения) проблема между стейхолдерами образовательного процесса проблема с привлечением аудитории проблемы внутри учебной группы внутриличностные проблемы
  • неблокирующий Активность на занятиях
    Оценивается участие студентов в занятиях - ответы на вопросы, вовлеченность в обсуждения.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.2 * Активность на занятиях + 0.4 * Домашнее задание 1 + 0.4 * Домашнее задание 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Возрастная психология : учебник для вузов, Обухова, Л. Ф., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мышление и речь, Выготский, Л. С., 1999

Авторы

  • Обухов Алексей Сергеевич