• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Научно-исследовательский семинар "Критическое мышление и решение проблем"

Статус: Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Бессолицын Тимур Олегович, Гончар Светлана Николаевна, Кучер Елена Николаевна, Петрова Юлия Александровна, Тимаков Валентин Витальевич
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

В эпоху, характеризующуюся быстрыми переменами, сложными задачами и постоянным притоком информации, способность критически мыслить и точно решать проблемы стала важнейшим навыком. В динамичном мире современного бизнеса успех зависит не только от знаний из учебников и технических навыков. Это требует умения тонко ориентироваться в сложных задачах, принимать обоснованные решения и разрабатывать инновационные решения.В современной глобальной экономике предприятия сталкиваются с целым рядом многогранных проблем, от волатильности рынка до этических дилемм и технологических сбоев. Способность анализировать эти хитросплетения, распознавать лежащие в их основе закономерности и синтезировать информацию — вот что отличает исключительных профессионалов бизнеса. Критическое мышление — это не просто умение задавать вопросы; это умение задавать правильные вопросы, а затем анализировать сложные проблемы для принятия обоснованных решений.Критическое мышление — это система суждений, которую применяют для анализа и оценки событий и информации, интерпретации явлений, а также для последующего составления объективных выводов. Другими словами, это умение не принимать на веру все подряд, подвергать любую информацию осмыслению и делать правильные выводы.Критическое мышление — это нечто большее, чем просто глубокое размышление; речь идет о мышлении активном, систематическом и вдумчивом. Это способность анализировать информацию, оценивать аргументы и выносить обоснованные суждения. На этом курсе студенты научатся подвергать сомнению предположения, бросать вызов своим собственным убеждениям и подходить к проблемам с интеллектуальным любопытством. Критическое мышление является краеугольным камнем принятия обоснованных решений, эффективной коммуникации и обучения на протяжении всей жизни.Решение проблем лежит в основе инноваций и прогресса. Независимо от того, решаете ли вы сложные математические уравнения, социальные проблемы или личные задачи, способность решать проблемы эффективно и творчески бесценна. Этот курс познакомит вас с различными техниками и стратегиями решения проблем, от структурированных подходов до творческого мозгового штурма, что позволит вам уверенно и адаптивно подходить к решению задач.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение критического мышления имеет первостепенное значение из-за его всепроникающего влияния практически на каждый аспект профессиональной деятельности. Этот навык наделяет учащихся гибкостью ума и аналитическими способностями, необходимыми для того, чтобы ориентироваться во все более сложном и управляемом информацией мире. Критическое мышление — это разумное и рефлексивное мышление, направленное на принятие решения о том, что делать или во что верить. Хороший критический мыслитель обладает способностью тщательно находить и исследовать информацию, понимать и оценивать аргументы и доказательства, а также использовать их для вынесения обоснованного суждения. Основная цель курса - развить способность студентов стать хорошими критическими мыслителями.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Улучшенные навыки критического мышления: Учащиеся разовьют повышенную способность критически анализировать информацию, оценивать аргументы и выявлять логические ошибки. Они научатся подходить к проблемам и решениям с более проницательным и аналитическим складом ума.
  • Повышение уровня владения навыками решения проблем: Цель курса – представить студентам набор методов и стратегий решения проблем, получение практических знаний по анализу сложных проблем, выявлению первопричин и по разработке эффективных решений.
  • Повышение информационной грамотности: учащиеся получат практические навыки по определению заслуживающих доверия источников и исключению ненадежных. Они научатся оценивать доказательства, распознавать предвзятость и выносить обоснованные суждения при получении информации в различных контекстах.
  • Улучшенные коммуникативные навыки: Критическое мышление и умение решать проблемы тесно связаны с эффективным общением. Учащиеся улучшат свою способность четко формулировать свои мысли, приводить убедительные аргументы и вступать в содержательные дискуссии с другими.
  • Инновации и креативность: Курс развивает креативность, поощряя студентов искать нестандартные решения, мыслить без предвзятостей и шаблонов, подходить к проблемам учитывая разные точки зрения. Курс направлен также на развитие способности генерировать инновационные идеи.
  • Адаптивность и обучение на протяжении всей жизни: Курс содействует развитию мышления, ориентированного на адаптивность и непрерывное обучение. Студенты будут лучше подготовлены к процветанию в быстро меняющемся мире, адаптируясь к новой информации, к технологиям и вызовам.
  • Улучшение процесса принятия решений в повседневной жизни: курс позволит студентам принимать более обоснованные и рациональные решения в своей личной жизни, от финансовых решений до решений, связанных со здоровьем
  • Повышенная уверенность: По мере того, как учащиеся приобретают больше знаний и опыта в области критического мышления и решения проблем, они обретают уверенность в своей способности решать сложные задачи, принимать решения и ориентироваться в сложных ситуациях.
  • Подготовка к профессиональным ролям: Эти навыки жизненно необходимы в работе руководителей в бизнесе, правительстве, некоммерческих организациях и других секторах экономики. Курс готовит студентов к тому, чтобы они стали эффективными лидерами, способными решать сложные проблемы и принимать стратегически верные решения.
  • Принятие этических решений: Учащиеся получат более глубокое понимание этических дилемм и способность принимать морально обоснованные решения. Они научатся учитывать более широкие последствия своего выбора для общества, заинтересованных сторон и своих собственных ценностей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в критическое мышление
  • Основы логики и аргументации
  • Анализ и оценка информации
  • Процесс принятия решений
  • Решение проблем и поиск решений
  • Барьеры и когнитивные искажения
  • Этика и моральные аспекты
  • Креативное мышление
  • Применение в профессиональной сфере
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    За каждый семинар студент получает 0-3 баллов за решение задач и активное участие в обсуждениях учебных заданий.
  • неблокирующий Тестирования
    В течение курса предусмотрено выборочное тестирование по материалам курса, до 5 тестов, на усмотрение преподавателя. Тест представляет собой сокращенный аналог экзаменационного теста, охватывающий соответствующую часть материала курса. Вопросы и задания теста базируются на материалах лекций, а также рекомендованной литературы (основной). Тест включает вопросы трех уровней сложности, каждый из которых оценивается с пропорциональным весом: Уровень А (50% вопросов, вес = 1) представляет собой вопросы на воспроизведение ключевых терминов и определений, моделей, концепций и выводов курса. Весь материал данного блока вопросов содержится на слайдах презентаций, используемых во время лекций. Уровень B (40% вопросов, вес = 2) представляет собой вопросы на понимание ключевых терминов и определений, моделей, концепций и выводов курса и умение ими оперировать. Для ответа на вопросы данного блока необходимо продемонстрировать умение анализировать материал лекций и делать выводы). Уровень С (10% вопросов, вес = 3) представляет собой вопросы/ задания на понимание возможностей практического использования моделей, концепций и выводов курса. Для ответа на вопросы данного блока необходимо продемонстрировать системное понимание материала курса, умение его самостоятельно анализировать и использовать на практике (ответить на открытые вопросы, решить проблемные задачи/ мини кейсы).
  • неблокирующий Исследовательская работа
    Исследовательская работа выполняется каждым студентом индивидуально, согласно рекомендациям, публикуемым для сведения студентов на диске курса. Корректировка тем допускается по согласованию с преподавателем семинаров. При написании работы рекомендуется опираться на рекомендованную литературу (как основную, так и дополнительную), а также самостоятельно подобранные источники (рекомендуется использовать академические источники, если обратное не обосновано задачами исследования). Объем работы 7.000 - 10.000 знаков (с пробелами). Использование AI генерации текста без авторской обработки не допускается. Формат проверки авторства - на усмотрение преподавателя (автоматизированные ресурсы content-checking, экспертная оценка, собеседование с автором и т.п.). За работы, не прошедшие проверку авторства, выставляется оценка 0 баллов. Готовые работы должны быть размещены на диске курса для проверки не позже, чем за 15 дней до начала сессии. За каждый день просрочки начисляется штрафной балл. При просрочке более, чем на 3 дня, работа не проверяется (выставляется оценка 0 баллов), независимо от качества работы. Исключение: отсутствие по уважительной причине (акцептованной деканатом) в период сдачи работ. В этом случае работы принимаются в срок, не позже, чем за 3 дня до начала сессии. Работы, сданные позже (независимо от причины), к проверке не принимаются (выставляется оценка 0 баллов).
  • неблокирующий Групповой проект
    В течение курса студенты выполняют групповой проект (аналитическая проблемная презентация по материалам курса) в минигруппах на семинарских занятиях. Минигруппы для выполнения проекта формируются студентами по желанию, в течение двух недель после старта курса. Предельную численность минигрупп задает преподаватель семинаров. Проектные задания публикуются в материалах курса. Выбор задания - на усмотрение минигруппы. О выбранных заданиях группы информируют преподавателя семинаров в течение двух недель после старта курса, одновременно с публикацией списка подгрупп. Все участники минигруппы присутствуют на защите лично, отсутствующим участникам оценка не выставляется (выставляется оценка 0 баллов). Исключение: участнику, отсутствующему на защите по уважительной причине (акцептованной учебным офисом) и при этом внесшему существенный вклад в работу минигруппы, групповая оценка может быть выставлена по представлению минигруппы. Замена темы (выступление на тему, не согласованную с преподавателем семинаров) не допускается и, соответственно, не оценивается (выставляется 0 баллов).
  • блокирующий Экзаменационное тестирование
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 2nd module
    0.24 * Активность на семинарах + 0.12 * Групповой проект + 0.12 * Исследовательская работа + 0.12 * Тестирования + 0.4 * Экзаменационное тестирование
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alpina - 18809 - Д. Канеман - Думай медленно, решай быстро (краткое изложение) - 9785961400305kk - КнигиКратко - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/18809
  • Непряхин, Н. Ю. Анатомия заблуждений: большая книга по критическому мышлению / Н. Ю. Непряхин. - Москва : Альпина Паблишер, 2020. - 578 с. - ISBN 978-5-9614-3144-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1220201
  • Психология критического мышления, Халперн, Д., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 25105 - М. Ермакова; Н. Непряхин; Н.Непряхин; Р. Александров; Т.Пащенко - Критическое мышление: Железная логика на все случаи жизни - 9785961483482 - Альпина.Дети - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/25105
  • Гни свою линию : приемы эффективной коммуникации, Непряхин, Н. Ю., 2022

Авторы

  • Тимаков Валентин Витальевич
  • Киселев Станислав Вячеславович