2023/2024
Семейная память в (пуб)личном пространстве
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Как устроены семейные воспоминания и какие функции они выполняют? Как семейная память влияет на самовосприятие и генерацию социума? Формируют ли семейные воспоминания общественные запросы или являются инструментом государственной политики? В рамках курса предполагается изучение семейной памяти сквозь призму широкого спектра социальных наук (истории, социологии, антропологии, психологии), а также современных методологических подходов (истории памяти, истории эмоций, гендерной истории, ментальной географии, истории повседневности, микроистории). Слушатели познакомятся с феноменами династийности, национальной и коллективной травм, визуальными репрезентациями семейной памяти, а также причинами «генеалогического бума» в России и за рубежом.Слушатели курса узнают, как семейная память формирует индивидуальную идентичность, общественные смыслы, практики и ритуалы, а также повествования в отношении конкретных явлений, мест и объектов; познакомятся со способами сохранения и трансформации семейной памяти посредством внутрисемейной передачи и государственной политики. Курс имеет практикоориентированный характер, предполагает изучение широкого источников и выступления приглашенных специалистов.
Цель освоения дисциплины
- Цель курса – изучение феномена семейной памяти в публичном и личном пространстве как источника и инструмента формирования индивидуальной и коллективной идентичности, национальной памяти, транспоколенческой передачи и государственной политики.
Планируемые результаты обучения
- владеть исследовательским инструментарием истории памяти, истории эмоций, ментальной географии, истории повседневности, гендерной истории и микроисторического подхода для изучения функционирования семейной памяти.
- способен объяснить влияние политических репрессий, геноцида и других проявлений притеснений на формирование и трансляцию семейной памяти о травме.
- объясняет особенности процессов сохранения, передачи и репрезентации семейной памяти о войне
- объясняет особенности семейной памяти о войне как формы музейной и культурной рефлекции.
- умеет применять современные цифровые технологии, интернет-ресурсы и приложения для генеалогического исследования
- объясняет причины популярности генеалогии в Европе и США
- объясняет место генеалогии в современном образовательном и мемориальном пространстве России
- анализирует причины проблем, связанных с архивным генеалогическом поиском в России
- владеет методологией визуального анализа для интерпретации источников семейной истории
- владеет методологией истории эмоции и дискурс анализа для изучения семейных эго-документов
- объясняет роль и значение мемориальных практик для сохранения и трансляции семейной памяти
- интерпретирует феномен династийности через призму исторического, антропологического, психологического подходов.
- анализирует национальные и конфессиональные аспекты семейной памяти.
- объясняет причины восприятия императорской семьи как идеала семейственности (на примерах династий Романовых и Виндзоров)
- анализирует феномен семейной памяти сквозь призму поколенческого восприятия и передачи
Содержание учебной дисциплины
- 1. Семейная память как культурный феномен: методологический аспект
- 2. Семья в истории России: социологический и антропологический аспект
- 3. Семейная память и война. Героика семейной памяти.
- 4. Семейная память и травма.
- 5. «Генеалогический бум» в России и за рубежом
- 6. Сохраняя семейную память
Элементы контроля
- проект "Семейная память в (пуб)личном пространстве"Исследовательский проект имеет целью усилить знания студентов о функционировании семейной памяти в публичном и личном пространствах с точки зрения национальной, конфессиональной, региональной, возрастной и пр. перспектив.
- Активность на семинарских занятиях
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 4th module0,5 от итоговой оценки - активность на семинарских занятиях, 0,3 от итоговой оценки - защита итогового проекта 0,2 от итоговой оценки - экзамен Студенты, чья накопленная оценка за семинары равна 8 или выше, от экзамена освобождаются.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- . Vol.3: A cultural history of childhood and family in the early modern age, , 2014
- A Cultural History of Childhood and Family. Vol.1: A cultural history of childhood and family in antiquity, , 2014
- A Cultural History of Childhood and Family. Vol.2: A cultural history of childhood and family in the middle ages, , 2014
- A Cultural History of Childhood and Family. Vol.4: A cultural history of childhood and family in the age of enlightenment, , 2014
- A Cultural History of Childhood and Family. Vol.5: A cultural history of childhood and family in the age of empire, , 2014
- A Cultural History of Childhood and Family. Vol.6: A cultural history of childhood and family in the modern age, , 2014
- A mother's work : how feminism, the market, and policy shape family life, Gilbert, N., 2008
- After the Holocaust : challenging the myth of silence, , 2012
- An ordinary marriage : the world of a gentry family in provincial Russia, Pickering Antonova, K., 2013
- Centuries of childhood : a social history of family life, Aries, P., 1962
- Century of genocide : critical essays and eyewitness accounts, , 2009
- Changing attitudes in Soviet Russia; The Family in the U.S.S.R., , 1949
- Children, memory, and family identity in Roman culture, , 2010
- Different voices : women and the Holocaust, , 1993
- Digital Holocaust memory, education and research, , 2021
- Education and the family : passing success across the generations, Feinstein, L., 2008
- Film and the Holocaust : new perspectives on dramas, documentaries, and experimental films, Kerner, A., 2011
- France under fire : German invasion, civilian flight, and family survival during World War II, Risser, N. D., 2012
- From nurturing the nation to purifying the Volk : Weimar and Nazi family policy, 1918-1945, Mouton, M., 2007
- Governments, citizens, and genocide : a comparative and interdisciplinary approach, Alvarez, A., 2001
- KAMIL ŠTĚPÁNEK. (2017). Family History as Media and Methodological Inspiration for History Teaching. Wychowanie w Rodzinie, (2/2011), 173. https://doi.org/10.23734/wwr20112.173.179
Рекомендуемая дополнительная литература
- "Мы жили обычной жизнью?" : семья в Берлине в 30-40-е гг. XX в., Тимофеева, Т. Ю., 2011
- Approaches to Auschwitz : the legacy of the Holocaust, Rubenstein, R. L., 1987
- Balkan genocides : holocaust and ethnic cleansing in the twentieth century, Mojzes, P., 2015
- Changing family values, , 1999
- Choices and constraints in family life, Baker, M., 2014
- Ekaterinburg : the last days of the Romanovs, Rappaport, H., 2009
- Family and community in early modern Spain : the citizens of Granada, 1570-1739, Casey, J., 2007
- Family and community in early modern Spain : the citizens of Granada, 1570-1739, Casey, J., 2009
- Family and gender in Renaissance Italy, 1300-1600, Kuehn, T., 2017
- Family and social network : roles, norms and external relationships in ordinary urban families, Bott, E., 2009
- Family studies : an introduction, Bernardes, J., 2001
- For tranquility and order : family and community on Mexico's Northern Frontier, 1800-1850, Shelton, L. M., 2010
- Gender, race and family in nineteenth century America : from northern woman to plantation mistress, Fraser, R. J., 2013
- Genocide in the Ottoman Empire : Armenians, Assyrians, and Greeks, 1913-1923, , 2017
- Histories of the Holocaust, Stone, D., 2010