• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Политическая культура изучаемого региона (Китай)

Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 7
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Уникальность политической культуры Китая заключается в необычайном синтезе традиционных представлений о власти в императорском Китае и теорий и практик современного политического руководства. Таким образом политический опыт Китая представляет собой самобытный тернистый путь от традиционной восточной империи, управляемой в соответствии с морально-этическими принципами китайской культуры, до ее перерождения в лице современного социалистического государства с национальной спецификой. Данный курс критически оценивает политическую культуру страны. С одной стороны, он объясняет, как в современном китайском государстве традиционные китайские политическая мысль и опыт отражаются в современной политической архитектуре китайской власти. С другой стороны, он призван провести четкие границы между традиционной политической культурой и современными политическими практиками во избежание стереотипного понимания влияния традиции на современные политические процессы страны. Данная дисциплина оценивает политическую культуру страны как с точки зрения изучении Китая как отдельной культурной цивилизации, так и через призму современных политологических теорий. Особое внимание в курсе уделяется изучению представлений о государственной власти, ее внутреннем устройстве и отношению между властью и народом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у учащихся комплексного представления уникальных культурных особенностей китайской государственной власти от ее истоков до современности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет особенности политической культуры Китая.
  • Называет основные философские традиции древнего Китая. Объясняет традиционное представление китайского государства как семьи во главе с благородным правителем – Сыном Неба.
  • Объясняет основные столпы устойчивости китайской императорской власти. Объясняет политические взаимоотношения власти и народа в императорском Китае. Анализирует традиционное китайское государство как империю. Объясняет становление китайской империи и ее цивилизационную миссию.
  • Объясняет отношения между властью и обществом в традиционном Китае. Объясняет традицию крестьянских бунтов и роли тайных сообществ в политической жизни страны.
  • Анализирует причины «экзистенциального кризиса» китайской нации и представляет поиск новых политических решений в борьбе за ее выживание. Синтезирует изучение плодов «западных наук» и традиционную политическую философию Китая.
  • Сравнивает идеи республики Сунь Ятсена и идеи о «новой китайской демократии» Мао Цзэдуна. Называет причины победы КПК в гражданской войне. Анализирует государственное строительство на ранних этапах существования КНР через сравнительную призму китайского традиционного государства.
  • Объясняет роль КПК в китайском обществе, разницу между партийными и государственными институтами власти в КНР.
  • Анализирует ключевые особенности внутриполитической борьбы, отличает формальные и неформальные практики политики в высших эшелонах власти. Анализирует цикличность преобладания коллективного руководства или единоличной власти верховного лидера на разных этапах существования КНР.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. От Сына Неба к Коммунистической Партии.
  • Традиционные скрепы. Конфуцианство, даосизм и легизм.
  • Китайская империя. Политика императорского двора и культурная экспансия.
  • Почему китайцы бунтуют? Тайные сообщества и крестьянские войны.
  • Кризис китайской идентичности. Крах монархии и идейные течения XIX-XX вв.
  • Китайское поле экспериментов. Республика Сунь Ятсена и «новая демократия» Мао Цзэдуна.
  • Новый Китай. Мао Цзэдун и специфика государственного строительства в КНР.
  • От революционной к правящей партии. Культ личности Мао Цзэдуна и стратегии выживания во внутриполитической борьбе.
  • После Мао. Реставрация и институционализация политики элит после Культурной революции: передачи власти, и путь от диктатуры к коллективному руководству.
  • Неформальное руководство. Старая гвардия и семейная политика «красных» элит.
  • Китайская специфика. Идеи Дэн Сяопина и реформы. КПК в эпоху реформ и открытости.
  • Поколение Цзяна. Идеи «тройного представительства» и становление «Шанхайской клики».
  • Потерянное десятилетие. Золотой век экономического роста и концепция гармоничного развития общества Ху Цзиньтао.
  • Императором не рождаются. Мечта Си Цзиньпина о возрождении китайской нации и конец «века унижений».
  • Председатель Си. «Мысли Си Цзиньпина» и новые правила внутрипартийной борьбы в XXI веке.
  • Китай на пути к глобальному господству. Культурная и экономическая экспансия КНР в эпоху Си Цзиньпина. Соперничество с США и партнерство с Россией.
  • Нужна ли китайцам демократия? Политический опыт Тайваня, гражданские протесты в КНР и Гонконге.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий Ответ на семинарах 3-4
  • неблокирующий Ответ на семинарах 1-2
  • неблокирующий Ответ на семинарах 5-6
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.25 * Ответ на семинарах 1-2 + 0.25 * Ответ на семинарах 3-4 + 0.25 * Ответ на семинарах 5-6 + 0.25 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История Китая с древнейших времен до начала XXI века. Т.2: Эпоха Чжаньго, Цинь и Хань (V в. до н.э. - III в. н.э.), , 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История Китая. Духовная культура Китая, , 2003

Авторы

  • Перлова Юлия Валерьевна
  • Виноградов Андрей Олегович