2023/2024![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Универсальные компетентности и новая грамотность
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Когда читается:
1-4 модуль
Онлайн-часы:
2
Охват аудитории:
для всех
Преподаватели:
Авдеенко Надежда Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Курс поэтапно знакомит слушателей с компетентностной рамкой, разработанной в Высшей школе экономики в ходе масштабного межстранового исследования. В процессе обучения студенты учатся различать разные типы внепредметных образовательных результатов, объяснять понятия «компетентность» и «грамотность»; получают объемное представление о способах формирования разных видов новой грамотности, критического и креативного мышления, компетентности взаимодействия с другими и с собой в обучении; получают представление о способах внедрения практик формирования универсальных компетентностей в преподавательскую деятельность.Онлайн-курс создан в рамках работы по гранту, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).
Цель освоения дисциплины
- знакомство с различными компетентностными рамками
- формирование представления о том, как формировать и измерять различные компетентности и виды новой грамотности
- формирование представления о том, как выглядит школьное образование, направленное на развитие универсальных компетентностей и новой грамотности
Планируемые результаты обучения
- узнавать рамки компетенций в разных вариантах представления и структурирования.
- ориентироваться в наиболее известных рамках компетенций, значимых для сферы образования
- различать традиционную и новую грамотность, анализировать выражения вида "такая-то грамотность" по их смысловому наполнению
- различать количественную и качественную сложность текста
- идентицифицировать и формулировать "большие идеи" в своей предметной области
- узнавать элементы компетентности управления собой в разных вариантах названий, определять их смысловое место в рамке компетентностей
- узнавать элементы компетентности взаимодействия с людьми в разных вариантах названий, определять их смысловое место в рамке компетентностей
- выделять в разных педагогических подходах те их особенности, которые поддерживают развитие универсальных компетентностей или же препятствуют ему.
- выделять "предметные" виды грамотности и анализировать их структуру
- анализировать состав инструментальной грамотности, выделять родственные и различные элементы в ее вариантах
- узнавать элементы компетентности мышления (критического мышления, креативности) в разных вариантах названий, определять их смысловое место в рамке компетентностей
- объяснять основные принципы формирования креативного и критического мышления
- Объяснять основные принципы формирования коммуникативной компетентности и умения взаимодействовать с другими
- объяснять основы проблемного подхода в обучении
- Объяснять цели применения технологии исследования урока и основы его проведения
- Объяснять роль школьных сообществ в анализе эффективности учебных занятий
Содержание учебной дисциплины
- Рамка универсальных компетентностей и новой грамотности
- Новая грамотность: развитие и измерение
- Компетентность мышления
- Компетентность взаимодействия с собой и компетентность взаимодействия с другими
- Педагогические условия для развития универсальных компетентностей и новой грамотности
- Имплементация универсальных компетентностей и новой грамотности в школе или вузе
Элементы контроля
- Итоговый тестВ конце каждого раздела курса есть неоцениваемые формирующие тесты - неограниченное число попыток, для прохождения к следующей лекции необходимо правильно ответить на 80% вопросов. Итоговый тест один, в самом конце после всех лекций. Есть одна попытка. Максимальное число баллов 340.
- Промежуточные тесты в конце каждого раздела
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 4th module0.7 * Итоговый тест + 0.3 * Промежуточные тесты в конце каждого раздела
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- A handbook for personalized competency-based education, , 2017
- Competence : theoretical frameworks, Greene, R. R., 2017
- Greene, R. R., & Kropf, N. P. (2011). Competence : Select Theoretical Frameworks. New Brunswick, N.J.: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=761707
- Hannawa, A. F., & Spitzberg, B. H. (2015). Communication Competence. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1076677
- Kaufman, J. C., & Sternberg, R. J. (2010). The Cambridge Handbook of Creativity. Cambridge: Cambridge eText. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=337689
- Lesson study : using classroom inquiry to improve teaching and learning in higher education, Cerbin, B., 2011
- The Cambridge handbook of literacy, , 2009
- Wang, S. (2017). An Exploration into Research on Critical Thinking and Its Cultivation: An Overview. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.37D797A8
- Авдеенко Н. А., Денищева Л. О., Краснянская К. А., Михайлова А. М., & Пинская М. А. (2018). Креативность Для Каждого: Внедрение Развития Навыков Xxi Века В Практику Российских Школ. Вопросы Образования // Educational Studies, (4), 282. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2018i4p282.304
Рекомендуемая дополнительная литература
- Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение : пер. с англ., Чатфилд, Т., 2019