• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Универсальные компетентности и новая грамотность

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1-4 модуль
Онлайн-часы: 2
Охват аудитории: для всех
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс поэтапно знакомит слушателей с компетентностной рамкой, разработанной в Высшей школе экономики в ходе масштабного межстранового исследования. В процессе обучения студенты учатся различать разные типы внепредметных образовательных результатов, объяснять понятия «компетентность» и «грамотность»; получают объемное представление о способах формирования разных видов новой грамотности, критического и креативного мышления, компетентности взаимодействия с другими и с собой в обучении; получают представление о способах внедрения практик формирования универсальных компетентностей в преподавательскую деятельность. Онлайн-курс создан в рамках работы по гранту, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с различными компетентностными рамками
  • формирование представления о том, как формировать и измерять различные компетентности и виды новой грамотности
  • формирование представления о том, как выглядит школьное образование, направленное на развитие универсальных компетентностей и новой грамотности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • узнавать рамки компетенций в разных вариантах представления и структурирования.
  • ориентироваться в наиболее известных рамках компетенций, значимых для сферы образования
  • различать традиционную и новую грамотность, анализировать выражения вида "такая-то грамотность" по их смысловому наполнению
  • различать количественную и качественную сложность текста
  • идентицифицировать и формулировать "большие идеи" в своей предметной области
  • узнавать элементы компетентности управления собой в разных вариантах названий, определять их смысловое место в рамке компетентностей
  • узнавать элементы компетентности взаимодействия с людьми в разных вариантах названий, определять их смысловое место в рамке компетентностей
  • выделять в разных педагогических подходах те их особенности, которые поддерживают развитие универсальных компетентностей или же препятствуют ему.
  • выделять "предметные" виды грамотности и анализировать их структуру
  • анализировать состав инструментальной грамотности, выделять родственные и различные элементы в ее вариантах
  • узнавать элементы компетентности мышления (критического мышления, креативности) в разных вариантах названий, определять их смысловое место в рамке компетентностей
  • объяснять основные принципы формирования креативного и критического мышления
  • Объяснять основные принципы формирования коммуникативной компетентности и умения взаимодействовать с другими
  • объяснять основы проблемного подхода в обучении
  • Объяснять цели применения технологии исследования урока и основы его проведения
  • Объяснять роль школьных сообществ в анализе эффективности учебных занятий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Рамка универсальных компетентностей и новой грамотности
  • Новая грамотность: развитие и измерение
  • Компетентность мышления
  • Компетентность взаимодействия с собой и компетентность взаимодействия с другими
  • Педагогические условия для развития универсальных компетентностей и новой грамотности
  • Имплементация универсальных компетентностей и новой грамотности в школе или вузе
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Итоговый тест
    В конце каждого раздела курса есть неоцениваемые формирующие тесты - неограниченное число попыток, для прохождения к следующей лекции необходимо правильно ответить на 80% вопросов. Итоговый тест один, в самом конце после всех лекций. Есть одна попытка. Максимальное число баллов 340.
  • неблокирующий Промежуточные тесты в конце каждого раздела
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 4th module
    0.7 * Итоговый тест + 0.3 * Промежуточные тесты в конце каждого раздела
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A handbook for personalized competency-based education, , 2017
  • Competence : theoretical frameworks, Greene, R. R., 2017
  • Greene, R. R., & Kropf, N. P. (2011). Competence : Select Theoretical Frameworks. New Brunswick, N.J.: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=761707
  • Hannawa, A. F., & Spitzberg, B. H. (2015). Communication Competence. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1076677
  • Kaufman, J. C., & Sternberg, R. J. (2010). The Cambridge Handbook of Creativity. Cambridge: Cambridge eText. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=337689
  • Lesson study : using classroom inquiry to improve teaching and learning in higher education, Cerbin, B., 2011
  • The Cambridge handbook of literacy, , 2009
  • Wang, S. (2017). An Exploration into Research on Critical Thinking and Its Cultivation: An Overview. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.37D797A8
  • Авдеенко Н. А., Денищева Л. О., Краснянская К. А., Михайлова А. М., & Пинская М. А. (2018). Креативность Для Каждого: Внедрение Развития Навыков Xxi Века В Практику Российских Школ. Вопросы Образования // Educational Studies, (4), 282. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2018i4p282.304

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение : пер. с англ., Чатфилд, Т., 2019