• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Возрастная психология образования

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1-4 модуль
Онлайн-часы: 2
Охват аудитории: для всех
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на изучение возрастной динамики развития человека от рождения до старости в связке с задачами, возможностями и ограничениями образования. В первую очередь на курсе рассматривается позиция педагогика в отношении к обучающимся разных возрастов, а также становление субъектности человека в условиях педагогического взаимодействия. Рассматриваются когнитивное развитие, социальные и личностные изменения, происходящие в течение жизни, значимые для построения продуктивных образовательных ситуаций. Курс имеет практико-ориентированный характер и подразумевает использование полученных знаний по курсу и личного опыта студентов. В процессе предлагаются упражнения для познания собственного опыта с опорой на современные научные исследования. В результате студенты курса смогут использовать полученные знания при проектировании собственных педагогический действий или учебных курсов с учетом возрастных особенностей целевой аудитории.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов знаний о психологических основах обучения и представления и возрастных особенностях создания образовательной ситуации и организации познавательной и учебной деятельности на разных этапах онтогенеза; отработка умений применять психолого-педагогические знания к анализу практических психолого-педагогических ситуаций и взаимодействий; развитие опыта приложения психолого-педагогических знаний и умений на практике реализации образовательной ситуации с разными возрастными группами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап дошкольного детства
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап зрелости
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап младенчества.
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап младшего школьного детства
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап молодости
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап отрочества
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап раннего детства
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап старости
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап юности
  • Овладели ключевыми понятиями возрастной психологии и психологии развития, способны их применять при обсуждении конкретных случаев, а также иллюстрировать понятия и термины примерам
  • Освоили принципы работы с решением задач обучения развития детей в их зоне ближайшего развития
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Психология развития: базовые понятия и их трактовки
  • Раздел 2. Развитие человека в онтогенезе: актуальные психологические концепции
  • Раздел 3.1. Возрастные закономерности развития: младенчество
  • Раздел 3.2. Возрастные закономерности развития: ранее детство
  • Раздел 3.3. Возрастные закономерности развития: дошкольное детство
  • Раздел 3.4. Возрастные закономерности развития: младший школьный возраст
  • Раздел 3.5. Возрастные закономерности развития: отрочество
  • Раздел 3.6. Возрастные закономерности развития: юность
  • Раздел 3.7. Возрастные закономерности развития: молодость
  • Раздел 3.8. Возрастные закономерности развития: зрелость
  • Раздел 3.9. Возрастные закономерности развития: старость
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Текущие тесты
  • неблокирующий Итоговый тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 4th module
    0.5 * Итоговый тест + 0.25 * Текущие тесты + 0.25 * Текущие тесты
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Болотова, А.К., Молчанова, О.Н. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов (Стандарт третьего поколения) / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. — Санкт-Петербург : Питер, 2018. — 512 с. — (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-4461-0665-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055363 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055363
  • Возрастная психология : учеб. пособие / Б.Р. Мандель. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2019. — 352 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002742
  • Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 278 с. — ISBN 978-5-507-12982-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/30535 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Выготский, Л. С. Проблема культурного развития ребенка / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 13 с. — ISBN 978-5-507-34550-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/35291 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Гонина, О. О., Психология развития и возрастная психология : учебное пособие / О. О. Гонина. — Москва : КноРус, 2020. — 149 с. — (Бакалавриат). — ISBN 978-5-406-07492-3. — URL: https://book.ru/book/932646 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Возрастная психология: учеб. пособие / Б.Р. Мандель. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 352 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/891792
  • Токарь, О.В. Психология развития и возрастная психология в схемах, таблицах, комментариях [Электронный ресурс] : учебное пособие / О.В. Токарь. — 3-е изд., стер. —Москва : ФЛИНТА, 2019, — 64 с. – ISBN 978-5-9765-2014-1. – Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1048084