2023/2024
«Расколдовывание» советского: подходы, концепции и перспективы в исследовании
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Когда читается:
4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Глущенко Ирина Викторовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен знакомству с некоторыми концепциями и подходами, которые развиваются в последнее время в исследованиях советской культуры, истории и повседневности. На занятиях будут рассмотрены концепции советского человека, доминировавшие в разные периоды, специфическое восприятие Запада позднесоветским человеком, способы организации повседневной жизни, выстраивание «сетевых» структур и связей, подвижность в границах приватного и общественного. В последнее время много говорится о «проходных пространствах» или «слепых зонах» советской городской жизни и шире – советских практик, на которые исследователи ранее не обращали большого внимания. Мы обратим внимание на специфику советской материальности: будут рассмотрены такие важные аспекты, как особое отношение к вещам и способах взаимодействия с ними. Кроме того, многие исследователи отмечают, что в XXI веке интерес к советскому предметному миру только растет, и эта тенденция нуждается в осмыслении.Отметим некоторые перспективы в изучении траектории жизни советских людей, и зададимся вопросом о роли и личности исследователя, занимающегося советским прошлым.
Цель освоения дисциплины
- • Ознакомиться с новыми подходами в изучении "советского" Знать основных авторов, работающих над новыми концепциями "советских исследований" • Уметь применять полученные знания в изучении различных сторон советской культуры и повседневности Использовать новое понимание советской материальности в практической работе, например, в организации выставок или выступая в качестве эксперта в театре и на съемочной площадке.
Планируемые результаты обучения
- Студенты формируют представления о советской повседневности, как о синтезе двух процессов: "опубликования" личного и "доместикации" социальных институтов. Кроме того, учатся рассматривать советское и, главным образом, позднесоветское общество , как совокупность сетевых связей и практик.
- Уметь анализировать позднесоветскую действительность, применяя изученные концепции, избегать использования привычных оппозиций.
- Понимать роль и функционирование домашних кружков и дискуссий в позднесоветском обществе, ориентироваться в основных текстах на эту тему.
- Студенты интерпретируют события 1930-х гг с точки зрения темпоральности и "контроля над временем".
- Понимать классификацию и разнообразие специфических сетевых структур в советском обществе.
- Использовать новое понимание советской материальности в практической работе, например, в организации выставок или выступая в качестве эксперта в театре и на съемочной площадке.
Содержание учебной дисциплины
- 1) Позднесоветская действительность: «сказочное» существование и прозрачность границ.
- «Серые зоны» и «сетевые структуры» (И.Кукулин). Институциализация приватного и «одомашнивание» институционального. Концепция «агрегатной повседневности» (А.Казанков, О.Лейбович).
- Официальные институты и неформальные пространства
- Исследования советской темпоральности
- Социальные сети в советском обществе
- Советская материальность
Элементы контроля
- Работа на семинарах
- ЭссеСтудент должен написать эссе по выбранной теме, стараясь использовать в своем исследовании одну из изученных концепций или предложить свою. Объем эссе - 8 тысяч знаков с пробелами.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Это было навсегда, пока не кончилось : последнее советское поколение, Юрчак, А., 2019
Рекомендуемая дополнительная литература
- Незаметные истории, или Путешествие на блошиный рынок : записки дилетантов, Нарский, И. В., 2023
- Пересекая границы : модерность, идеология и культура в России и Советском Союзе, Дэвид - Фокс, М., 2020