2024/2025
Мозг и психика
Статус:
Майнор
Кто читает:
Департамент психологии
Когда читается:
1, 2 модуль
Онлайн-часы:
32
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках курса студенты в доступной форме узнают о работе мозга и смогут лучше понять как работа нашего мозга определяет наше поведение. Дисциплина реализуется в формате blended с использованием онлайн-курса "Мозг и психика" на платформе "Открытое образование". Слушатели узнают, как активность мозга человека в повседневной жизни связана с теми или иными компонентами поведения и как когнитивная наука и нейронаука могут ответить на эти важные вопросы.
Цель освоения дисциплины
- Знать о соотношении психических процессов и работы мозга, психофизиологии основных психических процессов и функций
- Знать историю развития нейронауки в контексте развития когнитивных наук
- Знать основные методы психофизиологического исследования.
- Уметь анализировать опубликованные научные статьи в сфере нейронаук и когнитивной психофизиологии
Планируемые результаты обучения
- анализирует представления о локализации психических функций в 18-20 вв.,
- Анализирует представления о структурной и функциональной асимметрии мозга
- Анализирует теории внимания
- Знает базовые представления о межполушарной асимметрии и межполушарном взаимодействии для высших психических функций
- Знает виды и функции мышления
- Знает виды и функции памяти
- Знает виды и функции сна, виды и функции сновидений
- Знает виды и функции эмоций
- Знает исторические представления о теориях сна
- Знает мозговые механизмы мышления
- Знает мозговые основы системы "социального мозга"
- Знает области применения прямых и непрямых, инвазивных и неинвазивных методов изучения мозга
- Знает основные механизмы ощущения и восприятия
- Знает основные мозговые системы, отвечающие за эмоции
- Знает основные представления об эмпатии, ментализации, "модели психического" и их мозговых механизмах
- Знает основные философские подходы к решению психофизической и психофизиологической проблем
- Знает представления о психофизической и психофизиологической проблеме
- Знает представления об организации движений и их мозговые основы
- Знает принципы работы зрительной системы человека
- Знает строение мозга человека (основные структуры и функции)
- Знает строение мозговых систем внимания
- Знает строение сенсорных систем
- Знает структуры мозга, обеспечивающие работу памяти
- сравнивает символьный, модульный, нейросетевой подходы в когнитивной науке
Содержание учебной дисциплины
- Введение в когнитивную науку и нейронауку.
- Методы нейронаук
- Мозг и психика. Современное состояние психофизической и психофизиологической проблемы. Психофизиология сознания
- Восприятие
- Внимание
- Память
- Эмоции
- Сон и бодрствование
- Мышление, принятие решений и мозг
- Индивидуальные различия и мозг
- Социальный мозг
- Моторная система
Элементы контроля
- Аудиторная оценка
- Контрольная работа 1
- Контрольная работа 2
- Эссе / отчет по пройденному эксперименту
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd moduleАудиторная*0.280 + KP1*0.140+KP2*0.140+Эссе/Отчет*0.140+Экзамен*0.300
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Chalmers, D. J. (2013). How can we construct a science of consciousness? Annals of the New York Academy of Sciences, 1303(1), 25–35. https://doi.org/10.1111/nyas.12166
- Giacomo Rizzolatti, Luciano Fadiga, Vittorio Gallese, & Leonardo Fogassi. (1996). Premotor cortex and the recognition of motor actions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B91D5ACF
- Petersen, S. E., & Posner, M. I. (2012). The Attention System of the Human Brain: 20 Years After. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2E7412F5
- Tononi, G., & Koch, C. (2008). The Neural Correlates of Consciousness. Annals of the New York Academy of Sciences, 1124, 239–261. https://doi.org/10.1196/annals.1440.004
- Психофизиология : учебник для вузов / под ред. Ю.И. Александрова. — 3-е изд., доп. и перераб. — Санкт-Петербург : Питер, 2012. — 464 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-459-00945-3 - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/[### НЕ ИЗМЕНЯТЬ !!! ###] - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1054603
Рекомендуемая дополнительная литература
- Attention and Chunking in Visual Search among Letter Stimuli ; Внимание и структурирование в зрительном поиске среди буквенных стимулов. (2014). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DDD1A4FD
- Bechara, A., Damasio, H., & Damasio, A. R. (2000). Emotion, Decision Making and the Orbitofrontal Cortex. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.318926CF
- Christov-Moore, L., & Iacoboni, M. (2016). Self-other resonance, its control and prosocial inclinations: Brain-behavior relationships. Human Brain Mapping, 37(4), 1544–1558. https://doi.org/10.1002/hbm.23119
- Corballis, M. C. (2014). Left Brain, Right Brain: Facts and Fantasies. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.970C90A0
- Hein, G., Morishima, Y., Leiberg, S., Sunhae Sul, & Fehr, E. (2016). The brain’s functional network architecture reveals human motives. Science, 351(6277), 1074–1078. https://doi.org/10.1126/science.aac7992
- Johansen, J. P., Tarpley, J. W., LeDoux, J. E., & Blair, H. T. (2010). Neural substrates for expectation-modulated fear learning in the amygdala and periaqueductal gray. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A016BF4C
- Voss, U., Holzmann, R., Hobson, A., Paulus, W., Koppehele-Gossel, J., Klimke, A., & Nitsche, M. A. (2014). Induction of self awareness in dreams through frontal low current stimulation of gamma activity. Nature Neuroscience, 17(6), 810–812. https://doi.org/10.1038/nn.3719