Магистратура
2023/2024
Семинар профиля "Аудиовизуальное продюсирование"
Статус:
Курс по выбору
Направление:
42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Бурцев Юрий Аркадьевич
Прогр. обучения:
Трансмедийное производство в цифровых индустриях
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Курс дает возможность освоить на практике понятие «язык кино», используя методы и приемы кинорежиссуры. Визуальная коммуникация в кино по Р. Барту строится из совокупности элементов, где есть: информирование, значение и смысл, открываемый автором. Режиссерский метод работы над реализацией замысла, по сути, является инструментом освоения киноязыка, причем привычный язык, с помощью которого мы разговариваем, в рамках изучаемой дисциплины не переносится на экран. Таким образом, студенты избегают необходимости изучения приемов лицедейства и создания «радио с картинками». В своем исследовании киносемиотики Юрий Лотман пишет, что кадр «получает свободу, присущую слову: его можно выделить, сочетать с другими кадрами по законам смысловой, а не естественной смежности и сочетаемости, употреблять в переносном – метафорическом и метонимическом – смысле».
Цель освоения дисциплины
- Изучить и знать основные понятия в области кинематографа как средства коммуникации, приобрести опыт работы над созданием замысла аудивизуального произведения.
- Освоить навык создания режиссерских экспликаций и (или) самых простых монтажных листов, создавая их в русле выбранной темы и идеи произведения, используя приемы драматургии.
- Приобрести опыт работы режиссера и оператора, которые обязаны обладать монтажным мышлением и навыками организации съемочного процесса.
- Освоить последовательность работы над фильмом, где его смысловая нагрузка раскрывается через последовательное, образное действие, и кадры, несущие необходимую информацию.
- Изучить специфику монтажных приемов, которые дают возможность участникам проекта освоить КИНОЯЗЫК, как совокупность художественных выразительных средств.
Планируемые результаты обучения
- Умеет создать и описать замысел аудиовизуального произведения в виде синопсиса и режиссерской экспликации.
- Осуществляет тематический и идейный анализ визуального ряда, как совокупности имеющих значение кадров, стремящихся к образному посланию.
- Создает режиссерский сценарий предусматривающий как использовать многочисленные возможности монтажа, выявляет идею произведения и отвечает на вопрос как снять?
- Выполняет работу оператора создавая предпосылки для логического построения (редактирования) произведения, создает выразительный видеоряд в русле темы, идеи сценария используя приемы операторского мастерства.
- Создает мини фильм без слов (без диалогов), делая его единым целостным, увлекательным, наиболее эмоциональным, драматургически выстроенным.
Содержание учебной дисциплины
- Принцип дискретности в работе художника от Древнего Египта до наших дней. Рождение визуальных смыслов в последовательности изобразительного ряда (кадров). Характеристики изобразительного ряда.
- Истоки возникновения режиссуры, миссия профессии режиссера в работе с визуальным текстом. Основные понятия и задачи в работе кинорежиссера.
- Основы кинодраматургии, режиссерская экспликация, монтажный лист.
- Комфортный монтаж и принципы работы со временем. Сцена и эпизод.
- Акцентный и аналитический монтаж. Особое место опорного кадра, понятие образа. Прыгающие на склейках кадры и их психологические свойства.
- Особенности внутрикадровой съемки. Документальное наблюдение.
- «Эффект Кулешова». Ассоциативный монтаж. Доминанты и стиль по Эйзенштейну.
- Параллельный монтаж и рефрен. Эксперименты в фильмах Гриффита и Эйзенштейна, Кристофера Нолана.
- Раскадровки и аниматики дополнительные инструменты режиссуры, обязанности в творческом коллективе.
- Защита итогового короткометражного фильма-эксперимента.
Элементы контроля
- Рецензия на статью Юрия Лотмана «Семиотика кино»
- Режиссерская экспликация и монтажный лист
- Этюд комфортный на тему «опоздание» и его развитие как аналитический, акцентный
- Этюд на «Эффект Кулешова»
- Внутрикадровый монтаж (документальное наблюдение «Событие»)
- Рецензия на статью Эйзенштейна «Монтаж»
- Доклад «методы немого кино»
- Экспериментальный сюжет на ассоциативный ряд.
- Итоговый мини фильмСтуденты снимают по собственному сценарию трехминутных экспериментальный фильм.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 4th module0.05 * Внутрикадровый монтаж (документальное наблюдение «Событие») + 0.025 * Доклад «методы немого кино» + 0.5 * Итоговый мини фильм + 0.025 * Режиссерская экспликация и монтажный лист + 0.025 * Рецензия на статью Эйзенштейна «Монтаж» + 0.025 * Рецензия на статью Юрия Лотмана «Семиотика кино» + 0.05 * Экспериментальный сюжет на ассоциативный ряд. + 0.1 * Этюд комфортный на тему «опоздание» и его развитие как аналитический, акцентный + 0.2 * Этюд на «Эффект Кулешова»
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Искусство монтажа : путь фильма от первого кадра до кинотеатра, Мерч, У., 2023
Рекомендуемая дополнительная литература
- Главное в истории кино : фильмы, жанры, приемы, направления, Смит, Й. Х., 2022
- За кадром : ключевые работы по теории кино, Эйзенштейн, С. М., 2021