2023/2024
Цифровые коммуникации в современном сетевом обществе
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Департамент медиа
Когда читается:
2, 3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Александров Даниил Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
44
Программа дисциплины
Аннотация
Факультативный курс познакомит студентов с самыми современными исследованиями медиа, в первую очередь, цифровых медиа, таких как социальные сети. Цифровые сетевые медиа позволяют беспрецедентный масштаб прикладных исследований и экспериментов, направленных на разработку эффективной коммуникации (persuasive communication) и рекламы, распространения (мис)информации и использование для этого таких компьютерных технологий, как боты и чат-боты. Эти исследования и разработки объединяют в междисциплинарной работе специалистов разных наук: психология, программирование, лингвистика, социология, экономика.
Цель освоения дисциплины
- Освоить современные проблемы и задачи исследований цифровых медиа.
- Получить знания о процессах коммуникации и ее эффектах современных цифровых медиа.
- Научиться понимать специфику сетевой коммуникации и критически ее интерпретировать.
- Получить навыки анализа исследований и разработок в области цифровых медиа.
Планируемые результаты обучения
- 1. Знает общий характер и основные направления современных исследований в сфере курса.
- 2. Понимает роль эксперимента и статистического анализа в оценке влияния медиа.
- 3. Понимает специфику разных платформ с точки зрения распространения информации и влияния.
- 4. Знает механизмы и эффекты поляризации и echo chambers в социальных медиа.
- 5. Знает проблематику использования ботов и чат-ботов в социальных сетях.
- 6. Знает возможности и ограничения психологического профилирования аудитории социальных медиа.
- 7. Формулирует корректные вопросы и проблемы, касающиеся изучения цифровой коммуникации в сетях.
Содержание учебной дисциплины
- Доказательные методы изучения влияния СМИ и рекламы. Эксперименты и квази-эксперименты. Статистический анализ для доказательного подхода к проверке эффективности СМИ и рекламы
- Пропаганда и ее эффекты: примеры анализа данных из истории. Исследования влияния Fox News в США, радио в Руанде в период геноцида и роли радио в реакции населения Германии на рост нацизма.
- Эффекты коммерческой и политической рекламы: экспериментальные исследования в цифровом пространстве.
- Рекламное таргетирование в социальных сетях. Возможности создания профилей и индивидуального таргетирования. Психологические исследования в цифровой среде. Кейс Cambridge Analytica.
- Новые технологии и их опасности. Искусственный интеллект и информационное поле. Использование ChatGPT.
- Боты в современном мире экономики и коммуникации. Методы выявления ботов в социальных сетях. Новые формы ботов на основе ChatGPT.
Элементы контроля
- Комментирование научной литературыСтуденты читают заданную преподавателем научную литературу по теме курса и комментируют её в системе Perusall. Оценки за каждую домашнюю работу выставляются в 5-балльной шкале, а итоговая оценка за данный элемент контроля представляет собой суммированный и нормированный балл за все выполненные домашние задания в 10-балльной шкале.
- Работа на семинарахСтуденты выступают на семинаре с комментариями по прочитанной литературе. Оценки за каждую домашнюю работу выставляются в 5-балльной шкале, а итоговая оценка за данный элемент контроля представляет собой суммированный и нормированный балл за все выполненные домашние задания в 10-балльной шкале.
- КонтрольныеСтуденты пишут письменные работы в аудитории, отвечая на вопросы о содержании заданной литературы. Оценки за каждую домашнюю работу выставляются в 5-балльной шкале, а итоговая оценка за данный элемент контроля представляет собой суммированный и нормированный балл за все выполненные домашние задания в 10-балльной шкале.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 3rd module0.2 * Комментирование научной литературы + 0.2 * Комментирование научной литературы + 0.15 * Контрольные + 0.15 * Контрольные + 0.15 * Работа на семинарах + 0.15 * Работа на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ненашев, М. Ф. Иллюзии свободы. Российские СМИ в эпоху перемен (1985-2009) : монография / М. Ф. Ненашев. - Москва : Логос, 2020. - 320 с. - ISBN 978-5-98704-504-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1211632
- Тавокин, Е. П. Власть и СМИ - информация для общества / Е. П. Тавокин. - Текст : электронный // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2006. - №2(78). - С. 43-53. - URL: https://znanium.com/catalog/product/416601
Рекомендуемая дополнительная литература
- Зарубежные СМИ сегодня: крупнейшие корпорации и монополистические объединения - Маркина Ю.В., Хорольский В.В. - НИЦ ИНФРА-М - 2022 - https://znanium.com/catalog/product/1856941 - 494695 - ZNANIUM