• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Цифровые коммуникации в современном сетевом обществе

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 2, 3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Факультативный курс познакомит студентов с самыми современными исследованиями медиа, в первую очередь, цифровых медиа, таких как социальные сети. Цифровые сетевые медиа позволяют беспрецедентный масштаб прикладных исследований и экспериментов, направленных на разработку эффективной коммуникации (persuasive communication) и рекламы, распространения (мис)информации и использование для этого таких компьютерных технологий, как боты и чат-боты. Эти исследования и разработки объединяют в междисциплинарной работе специалистов разных наук: психология, программирование, лингвистика, социология, экономика.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоить современные проблемы и задачи исследований цифровых медиа.
  • Получить знания о процессах коммуникации и ее эффектах современных цифровых медиа.
  • Научиться понимать специфику сетевой коммуникации и критически ее интерпретировать.
  • Получить навыки анализа исследований и разработок в области цифровых медиа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1. Знает общий характер и основные направления современных исследований в сфере курса.
  • 2. Понимает роль эксперимента и статистического анализа в оценке влияния медиа.
  • 3. Понимает специфику разных платформ с точки зрения распространения информации и влияния.
  • 4. Знает механизмы и эффекты поляризации и echo chambers в социальных медиа.
  • 5. Знает проблематику использования ботов и чат-ботов в социальных сетях.
  • 6. Знает возможности и ограничения психологического профилирования аудитории социальных медиа.
  • 7. Формулирует корректные вопросы и проблемы, касающиеся изучения цифровой коммуникации в сетях.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Доказательные методы изучения влияния СМИ и рекламы. Эксперименты и квази-эксперименты. Статистический анализ для доказательного подхода к проверке эффективности СМИ и рекламы
  • Пропаганда и ее эффекты: примеры анализа данных из истории. Исследования влияния Fox News в США, радио в Руанде в период геноцида и роли радио в реакции населения Германии на рост нацизма.
  • Эффекты коммерческой и политической рекламы: экспериментальные исследования в цифровом пространстве.
  • Рекламное таргетирование в социальных сетях. Возможности создания профилей и индивидуального таргетирования. Психологические исследования в цифровой среде. Кейс Cambridge Analytica.
  • Новые технологии и их опасности. Искусственный интеллект и информационное поле. Использование ChatGPT.
  • Боты в современном мире экономики и коммуникации. Методы выявления ботов в социальных сетях. Новые формы ботов на основе ChatGPT.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Комментирование научной литературы
    Студенты читают заданную преподавателем научную литературу по теме курса и комментируют её в системе Perusall. Оценки за каждую домашнюю работу выставляются в 5-балльной шкале, а итоговая оценка за данный элемент контроля представляет собой суммированный и нормированный балл за все выполненные домашние задания в 10-балльной шкале.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Студенты выступают на семинаре с комментариями по прочитанной литературе. Оценки за каждую домашнюю работу выставляются в 5-балльной шкале, а итоговая оценка за данный элемент контроля представляет собой суммированный и нормированный балл за все выполненные домашние задания в 10-балльной шкале.
  • неблокирующий Контрольные
    Студенты пишут письменные работы в аудитории, отвечая на вопросы о содержании заданной литературы. Оценки за каждую домашнюю работу выставляются в 5-балльной шкале, а итоговая оценка за данный элемент контроля представляет собой суммированный и нормированный балл за все выполненные домашние задания в 10-балльной шкале.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 3rd module
    0.2 * Комментирование научной литературы + 0.2 * Комментирование научной литературы + 0.15 * Контрольные + 0.15 * Контрольные + 0.15 * Работа на семинарах + 0.15 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ненашев, М. Ф. Иллюзии свободы. Российские СМИ в эпоху перемен (1985-2009) : монография / М. Ф. Ненашев. - Москва : Логос, 2020. - 320 с. - ISBN 978-5-98704-504-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1211632
  • Тавокин, Е. П. Власть и СМИ - информация для общества / Е. П. Тавокин. - Текст : электронный // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2006. - №2(78). - С. 43-53. - URL: https://znanium.com/catalog/product/416601

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Зарубежные СМИ сегодня: крупнейшие корпорации и монополистические объединения - Маркина Ю.В., Хорольский В.В. - НИЦ ИНФРА-М - 2022 - https://znanium.com/catalog/product/1856941 - 494695 - ZNANIUM

Авторы

  • Александров Даниил Александрович
  • Котюкова Анастасия Васильевна