• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

ДемоИнсайт: демографические данные

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 42

Программа дисциплины

Аннотация

Любое количественное и качественное исследование опирается на базу данных – она может быть одна, но часто аналитики их комбинируют. Однако значительная часть начинающих исследователей даже не подозревает, насколько много таких датасетов нас окружает. Все ли из них мы можем использовать? Для чего подходят одни и не подходят другие? В хорошем исследовании обязательно будет параграф об ограничениях, связанный с возможностями и недостатками использованных данных. Так какие же существуют источники данных о населении? Что такое регистр населения и чем он отличается от переписи, как ведется учет численности населения в самых бедных странах? Можно ли сопоставлять между собой данные из разных переписей? Есть ли текущий учет в зарубежных странах? Эти и другие вопросы мы будем обсуждать вместе с современными исследователями-демографами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с типами демографических источников, возможностей и ограничений источников
  • овладение необходимыми компетенциями для поиска и использования демографических данных
  • формирование представления о подходах к оценке качества данных и способах их анализа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основы системы сбора информации о населении, основные источники демографических данных
  • Владеть поиском демографической информации из различных источников
  • Оценивать качество демографических данных, понимать возможности и ограничения
  • Иметь навыки формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в соответствии с возможностями данных
  • знать основные виды демографических данных
  • понимать возможности и ограничения различных видом демографических данных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Данные о населении и демографические данные: одно ли это и тоже?
  • 2. Виды демографических данных и какие задачи они решают?
  • 3. Какие сведения о населении в исторической ретроспективе существовали и как их можно использовать?
  • 4. Традиционные и новые данные и методы их сбора
  • 5. Базовые демографические процессы (смертность, здоровье, рождаемость, брачность, миграция) и данные о них
  • 6. Качество данных: как оценить данные и что делать, если данные плохого качества или их нет?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Мини-контрольная работа
  • неблокирующий Итоговый проект
    Основная цель итогового проекта - демонстрация студентами понимания основных демографических процессов и способов применения различных источников демографических данных в исследовательских проектах. В рамках подготовки финального проекта студенты должны придумать уникальное исследование при использовании разных видов демографических данных. Задача проекта - составить подробный план исследования, а также описать необходимые для этого данные. Тема итогового проекта может охватывать исследовательские интересы студентов в зависимости от направления их обучения, но она должна быть связана с демографией. Возможные темы проекта: Например, можно уделить внимание абортивному или репродуктивному поведению, рассмотреть факторы, влияющие на уровень ожидаемой продолжительности жизни в разных странах. Финальная тема проекта сообщается студентами преподавателю курса после 3 недели занятий по курсу (вместе со списком команды). Тема может корректироваться в процессе выполнения задания и до сдачи финального текста проекта. Все изменения должны быть согласованы с преподавателем. Общая группа студентов делится на группы 2-3 человека для того, чтобы в рамках проекта охватить основные демографические темы: рождаемость (брачность, разводимость), смертность(здоровье) и миграция. Проектная мини - группа формируется студентами самостоятельно. Проект исследования должен включать: актуальность исследования, постановку исследовательского вопроса, цели, задачи и методы исследования, описание используемых данных с конкретными примерами, уделение внимания достоинствам и недостаткам баз данных, их ограничениям. Представление финального проекта состоит из двух частей: сдача письменной части и онлайн - защита проекта с подготовленной презентацией. Проект является групповым и выполняется в группах по 2-3 человека. Распределение по группам происходит студентами самостоятельно и сообщается преподавателю дисциплины после 3 недели занятий по курсу.
  • неблокирующий Групповая работа и активность
    На семинарах представляются различные виды групповой и самостоятельной активности, включая дискуссию, выполнение практических заданий
  • неблокирующий Презентация
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    (тесты + работа на семинарах)* 0,3 + презентация * 0,3 + проект * 0,4
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • O. Chudinovskikh S., & О. Чудиновских С. (2018). Big Data and Statistics on Migration ; Большие Данные И Статистика Миграции. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.25D0F992

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Steve H. Murdock. (2019). Applied Demography : An Introduction To Basic Concepts, Methods, And Data. [N.p.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2240026

Авторы

  • Карачурина Лилия Борисовна
  • Родина Ольга Алексеевна
  • Максимова Татьяна Андреевна