Магистратура
2022/2023
Психология коммуникации
Статус:
Курс по выбору (Коммуникации в государственных структурах и НКО)
Направление:
42.04.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
2
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Прусова Ирина Сергеевна
Прогр. обучения:
Коммуникации в государственных структурах и НКО
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках этого курса мы поговорим о том, как люди обмениваются информацией, в том числе об особенностях вербальной и невербальной сторон общения, принятии групповых решений, и о том, с какими трудностями мы сталкиваемся на этом пути. Сформировав представление о базовых теоретических подходах в изучении психологии коммуникации и открытых исследовательских вопросов, студенты научатся применять существующие модели и подходы для анализа реальных коммуникативных ситуаций. Курс включает в себя онлайн лекции и дополнительные материалы: отрывки из художественных фильмов, интервью с экспертами, описание отдельных социально-психологических экспериментов. На семинарах будут проходить: обсуждения основных тем, решение кейсов и квизов, разработка программы убеждающих сообщений.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать представления об основных концепциях, моделях и закономерностях коммуникации и применении на практике полученных знаний в ситуации переговоров, дискуссии обучения;
- Сформировать навыки анализа конкретных коммуникативных ситуаций;
- Научить разрабатывать программы убеждающих сообщений, направленных на создание положительного образа продукта/программы/человека;
- Подготовить участников курса к использованию техник эффективного публичного выступления для презентации результатов проекта профессиональной аудитории
Планируемые результаты обучения
- использует техники эффективного публичного выступления для презентации результатов проектной работы профессиональной аудитории
- объясняет соотношение между базовыми психологическими моделями коммуникации и коммуникативными ситуациями в повседневной жизни
- разрабатывает программу убеждающих сообщений, направленных на формирование положительного образа продукта/человека/программы, основываясь на социально-психологических теориях
- решает стандартные кейсы по анализу коммуникативных ситуаций с учетом социально-психологических теорий
- формулирует и воспроизводит психологические концепции, механизмы и закономерности в рамках психологии коммуникации
Содержание учебной дисциплины
- Как устроена коммуникация? Коммуникативная ситуация
- Как можно говорить без слов? Невербальная коммуникация
- Поверьте мне, я прав! Убеждающая коммуникация
- Как провести интервью? Исследование, оценки, терапия
- Как договориться друг с другом? Переговоры
- Две головы лучше, чем одна? Групповая дискуссия
- Две головы лучше, чем одна? Групповая дискуссия. Часть 2
- Как компьютер помогает в общении? Коммуникация в сети
- Как развивать коммуникативные навыки? Обучение коммуникации
- Свободное изучение материалов курса и подготовка к экзамену
Элементы контроля
- Дистанционный курс "Психология коммуникации"Тест включает вопросы с множественными ответами, на которые каждый студент дает ответы индивидуально. Тест проходит в рамках дистанционного курса по "Психологии коммуникации" в системе Smart LMS (https://smartedu.hse.ru/course/0/132860)
- ПроектЦель задания – разработать проект, направленный на изменение аттитюдов и поведения аудитории. Студентам предлагается самостоятельно выбрать предмет для изучения (от благотворительных кампаний до программ по улучшению межгрупповых отношений). Ориентируясь на модели и феномены в психологии коммуникации, предложите программу действий, которые помогут создать положительный образ продукта/человека/программы и привести к советующему поведению аудитории (например, покупка определенного товара, поддержка политической партии, программа против курения). При анализе необходимо определить не только особенности объекта, но и специфику аудитории и особенности контекста, роль вербальной/невербальной коммуникации, онлайн и оффлайн общения. Для проверки воздействия приемов убеждающей коммуникации, студенты могут провести мини-исследование, направленное на изучение исследуемого феномена. Задание выполняется в группах из 3 - 4 человек. Студенты представляют презентацию итогового проекта на занятии, с использованием PowerPoint и представляют текстовую версию работы в формате Word.
- ЭкзаменЭкзамен представляет собой тест в SMART LMS (30 вопросов, время выполнения – 30 минут).
- КейсСтудентам предлагается проанализировать коммуникативные ситуации, основываясь на социально-психологические теории. В этом случае студенты разбиваются на группы по 3-4 человека, отвечают на предложенные вопросы по материалу, после чего выступают перед аудиторией.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модульДля программы "Бакалавриата" направления "Психология" (3 курс): 0,2 * Дистанционный курс "Психология коммуникации" (тесты) + 0.3 * Проект + 0,25 * Экзамен + 0,25 * Кейс Для программ Маголего и магистерской программы "Коммуникация в государственных структурах и НКО", и других ОП бакалавриата: 0,4 * Дистанционный курс "Психология коммуникации" (тесты) + 0,3 * Экзамен + 0,3 * Проект.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Jacks, A. (2018). Negotiations. [S.l.]: Legend Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1719907
- Knapp, M. L., & Hall, J. A. (2013). Nonverbal Communication. Boston: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=544027
- Nonverbal communication : the unspoken dialogue, Burgoon, J. K., 1996
- Nonverbal communication in human interaction, Knapp, M. L., 2014
- Oxford handbook of internet psychology. (2007). Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.pure.rug.nl.publications.b6e1a6a4.0402.43a5.b0e8.75aff9f2eb28
- Randy Charles. (2018). Communication Skills. National Highlights Inc.
- Гулевич, О. А. Психология массовой коммуникации: от газет до интернета : учебник для вузов / О. А. Гулевич. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 264 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12406-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476595 (дата обращения: 28.08.2023).
- Как вести переговоры. Развитие навыков, Френч, А., 2006
- Корягина, Н. А. Психология общения : учебник и практикум для вузов / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 440 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03322-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469164 (дата обращения: 28.08.2023).
- Невербальная коммуникация : теории, функции, язык и знак, Коццолино, М., 2015
- Переговоры без поражения. Гарвардский метод, Фишер, Р., 2013
- Психология коммуникации : учеб. пособие, Гулевич, О. А., 2008
- Психология общения, Вердербер, Р., 2006
Рекомендуемая дополнительная литература
- 50MINUTES.COM. (2017). Successful Negotiation : Communicating Effectively to Reach the Best Solutions. [N.p.]: 50Minutes.com. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1528121
- Johnson, K. M. (2017). Negotiations : Insights, Strategies and Outcomes. New York: Nova Science Publishers, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1540044
- Martin, C. J., & Mansbridge, J. J. (2016). Political Negotiation : A Handbook. Washington, D.C.: Brookings Institution Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1106024
- Леонов, Н. И. Психология общения : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. И. Леонов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 193 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10454-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474640 (дата обращения: 28.08.2023).
- Садовская, В. С. Основы коммуникативной культуры. Психология общения : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. С. Садовская, В. А. Ремизов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 169 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-06390-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/436493 (дата обращения: 28.08.2023).
- Социальная психология : учебник и практикум для акад. бакалавриата, Гулевич, О. А., 2015