• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Современные проблемы философии

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Философия и история религии)
Направление: 47.04.01. Философия
Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Философия и история религии
Язык: русский
Кредиты: 9
Контактные часы: 104

Программа дисциплины

Аннотация

Курс состоит из трех разделов, каждый из которых вводит слушателей в актуальные исследования, ведущиеся в разных философских дисциплинах. Раздел 1. Феноменология, аналитическая философия, постструктурализм и их центральные проблемы знакомит студентов с ключевыми проблемами, решаемыми представителями названных направлений современной философии: проблемой смысла в феноменологии; проблемой языка в аналитической философии; проблемой символических структур в постструктурализме. Разбор этих проблем составляет основные задачи курса. Раздел 2. Реконструкции феноменологии в религиоведении раскрывает содержание религиоведческих исследований с точки зрения феноменологии Э. Гуссерля. Его задачи: ознакомить студентов с религиоведческой феноменологией (ее отличиями от других религиоведческих дисциплин и от богословской феноменологии, с ее методологиями и концепциями); провести линию демаркации с точки зрения ценностно-познавательных взаимодействий; продемонстрировать возможность применения концептуального аппарата феноменологии Э. Гуссерля к исследованиям религии; способствовать совершенствованию умения работы с текстом и языковых навыков. Раздел 3. Современные компаративные исследования вводит в круг проблем, решаемым в области сравнительной философии. Целью этого раздела курса является фундаментальная подготовка в области современных кросс-культурных исследований религии, которые входят в число магистральных направлений современной мировой философии. Задачи курса:представить главные вехи истории компаративистики и базовые концептуальные составляющие теории кросс-культурных исследований, без которых невозможно понимание положения дел в современных исследованиях; осветить деятельность ключевых мыслителей, оказавших влияние на парадигму кросс-культурных исследований религии; дать информацию о целях, задачах и содержании различных тенденций современных компаративных исследований религии в контексте развития мировой философии; осветить стратегию идущих поисков будущей формы философствования (проектах межкультурной философии, мировых философий и трансверсальной философии).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Магистральная цель курса: ввести магистров в круг актуальных проблем наиболее влиятельных течений мысли и философских дисциплин: феноменологии, аналитической философии и постструктурализма, философии религии и компаративной философии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обучаемые знают историю формирования мировой компаративистики
  • Обучаемые знают историю формирования российской компаративистики и мыслителей, сыгравших в ней ключевые роли
  • Обучаемые имеют представления о причинах актуализации кросс-культурной философии во 2-й пол. ХХ века
  • Основные понятия этой концепции, определение её познавательного статуса
  • Основные понятия этой концепции, определение её познавательного статуса.
  • Представление о познавательно-ценностной демаркации, религиовед. проблемах и демаркации относительно богословия, ключевых понятиях классической феноменологии
  • Соотношение феноменологии религии и классической феномен. Причины упадка феном. р. в религиоведении
  • Студент определяет ключевые проблемы аналитической философии, критически анализирует и оценивает предлагаемые решения
  • Студент определяет ключевые проблемы аналитической философии, критически анализирует и оценивает предлагаемые решения.
  • Студент определяет ключевые проблемы текста, критически анализирует и оценивает предлагаемые решения
  • Студент определяет ключевые проблемы текста, критически анализирует и оценивает предлагаемые решения.
  • Студент определяет ключевые проблемы феноменологической философии, критически анализирует и оценивает предлагаемые решения
  • Студент определяет ключевые проблемы философии постструктурализма, критически анализирует и оценивает предлагаемые решения
  • Студенты владеют методологией кросс-культурного религиоведческого исследования
  • Студенты имеют представление о характере индийской культуры и направлениях исследований ее философской традиции
  • Студенты получают представление о поисках философии будущего в мировой философии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Религиоведческая феноменология как познание и дисциплина
  • Тема 2. Феноменология в концепции Р. Отто
  • Раздел 3. Тема 2. Методологические основания кросс-культурных исследований
  • Тема 5. Критика религиоведческой феноменологии Цви Вербловским
  • Раздел 3. Тема 6. Индийская культура как объект современных кросс-культурных исследований
  • Раздел 3. Тема 5. Российская философская компаративистика
  • Раздел 3. Тема 4. Современные проблемы кросс-культурных исследований
  • Тема 3. Феноменология в концепции Г. ван дер Леува
  • Тема 4. Толкование Д. Аллена как пример совершенствования религиоведческой феноменологии
  • Тема 6. Попытка феноменологии: Псалом 96 (97)
  • Тема 7. Предсказание Елисея (4Ц. (2Ц.) 13:14-20)
  • Тема 8. Попытка феноменологии: Псалом13 (14)
  • Тема 9. Беракот 7а, 9б
  • Тема 10. Попытка феноменологии: Нагорная проповедь (Мф.5-7)
  • Проблема смысла: феноменология
  • Проблема языка: аналитическая философия
  • Проблема символических структур: структурализм
  • Раздел 3. Тема 1. Обоснование целей и задач кросс-культурных исследований в ХХI в.
  • Раздел 3.Тема 3. Основные вехи истории и направления кросс-культурных исследований
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарах
  • неблокирующий активность на семинарах
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий посещение
  • неблокирующий доклад
  • неблокирующий участие в дискуссии
  • неблокирующий контрольная
  • неблокирующий устный экзамен
  • неблокирующий устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    Оценка за первую промежуточную аттестацию вычисляется по формуле: Опромежуточная1 = 0.4*Оразд1 + 0.4*Оразд2+0,2*Оустный.экз.(разд1;разд2) Удельный вес 1-ого и 2-ого модуля - равный. Оценка за семинары не менее 7 по каждому модулю приравнивается к итоговой (за каждый модуль), при менее высоких оценках за каждый модуль сдаётся экзамен. 0.500 активность на семинарах 0.500 письменная работа Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический; округление производится в пользу студента, то есть в большую сторону, если после запятой стоит цифра больше 5. В случае если студент освобождается преподавателем от прохождения элемента контроля «контрольная работа», оценка за часть 2 дисциплины выставляется по формуле: Оразд1 = Оауд. Оценки «9» и «10» могут использоваться преподавателем, если обучающийся выполняет задания повышенной трудности (например: делает сообщения по иноязычным первоисточникам, готовит письменные переводы по тематике курса, ведёт письменный протокол семинаров и т.д.).
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    Оценка за первую промежуточную аттестацию вычисляется по формуле: Опромежуточная1 = 0.4*Оразд1 + 0.4*Оразд2+0,2*Оустный.экз.(разд1;разд2) Удельный вес 1-ого и 2-ого модуля - равный. Оценка за семинары не менее 7 по каждому модулю приравнивается к итоговой (за каждый модуль), при менее высоких оценках за каждый модуль сдаётся экзамен. 0.500 активность на семинарах 0.500 письменная работа Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический; округление производится в пользу студента, то есть в большую сторону, если после запятой стоит цифра больше 5. В случае если студент освобождается преподавателем от прохождения элемента контроля «контрольная работа», оценка за часть 2 дисциплины выставляется по формуле: Оразд1 = Оауд. Оценки «9» и «10» могут использоваться преподавателем, если обучающийся выполняет задания повышенной трудности (например: делает сообщения по иноязычным первоисточникам, готовит письменные переводы по тематике курса, ведёт письменный протокол семинаров и т.д.).
  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    Опромежуточная2 = 0,3·Одокл + 0,1·Одискус +0,1·Оконтр + 0,1·Опосещ + 0,4·Оэкз2 0.500 активность на семинарах 0.500 письменная работа 0.500 Промежуточная аттестация (2 модуль) В случае десятичных долей балла, превышающих 0.5, оценка округляется в сторону большего целого числа в пользу студента. Экзамен проводится для тех студентов, чья оценка текущего контроля за модуль не превышает 8 баллов, поскольку преподаватель имеет право освободить студента, получившего за работу в течение модуля оценку «отлично», от сдачи экзамена. Оценки «9» и «10» могут использоваться преподавателем, если обучающийся выполняет задания повышенной трудности (например: делает сообщения по иноязычным первоисточникам, готовит письменные переводы по тематике курса, ведёт письменный протокол семинаров и т.д.).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Guggenheimer, H. W. (2000). Tractate Berakhot : Edition, Translation, and Commentary. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=627818
  • Leeuw, G. van der. (1986). Religion in Essence and Manifestation. Princeton, New Jersey: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=791288
  • Werblowsky, R. J. Z. (2016). Beyond Tradition and Modernity : Changing Religions in a Changing World. London, UK: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1341966
  • Альбедиль, М. Ф.  Религиоведение. Индуизм : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. Ф. Альбедиль. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 132 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07305-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442148 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Введение в востоковедение : общий курс : монография / Е. И. Зеленев, В. Б. Касевич. — Санкт-Петербург : КАРО, 2017. - 584 с. - ISBN 978-5-9925-0598-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1049007 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1049007
  • Канаева Н.А. Индийская философия древности и средневековья [Текст] / Н.А. Канаева; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – Москва : ИФРАН, 2008. – 256 с. – ISBN 978-5-9540-0097-9. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/345573
  • Проблемы новейшей историографии философии зарубежного Востока. – М., 1998. – 106 с. ISBN 5-201-01985-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/345358
  • Степин В.С. (n.d.). Типы научной рациональности и синергетическая парадигма. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2ftipy-nauchnoy-ratsionalnosti-i-sinergeticheskaya-paradigma

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Альбедиль, М. Ф.  Религиоведение. Буддизм : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. Ф. Альбедиль. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 169 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07304-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442147 (дата обращения: 28.08.2023).
  • ГУБМАН БОРИС ЛЬВОВИЧ. (2016). Диалог культур в перспективе постклассической философии. Культура Культуры, (1 (9)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16358914

Авторы

  • Канаева Наталия Алексеевна
  • Кирсберг Игорь Викторович
  • Макеева Лолита Брониславовна
  • Чернавин Георгий Игоревич