• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Сравнительный анализ систем образования

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Малиновский Сергей Сергеевич, Шибанова Екатерина Юрьевна
Прогр. обучения: Доказательное развитие образования
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Это вводный курс, нацеленный на формирование у студентов понимания текущей научной дискуссии о подходах, возможностях и границах сравнительного анализа систем образования. Дисциплина сравнительного и международного образования является междисциплинарной и очень широкой областью. Курс адресуется к той её части, которая, с одной стороны фокусируется на анализе образовательных систем (прежде всего национального уровня), с другой стороны, задается вопросами о взаимосвязи образования, политических, экономических, и социальных макроизменений. Занятия строятся вокруг интенсивного чтения академических текстов на языке оригинала и обсуждения разных концепций и подходов на примере кейсов и актуальных феноменов. Логика тематического плана предполагает хронологически выстроенный обзор существующих в дисциплине ключевых подходов и идей, включая неоклассическую экономику, функционалистские и конфликтные концепции, теории модернизации и зависимого развития, институциональный подход, политико-экономические подходы сравнения моделей формирования навыков в обществе и др. При обсуждении разных подходов предметный фокус концентрируется на институциональном устройстве образовательных систем, воспроизводстве социальной стратификации, соотношении образования и других сфер общества, политике развития образования с учетом национальных контекстов и глобальных трендов. Учебный курс обновлен в 2023 году и реализуется в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325) и научного проекта «Механизмы и факторы формирования ключевых навыков и компетенций» https://ncmu.hse.ru/programme-3-1-2
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение основных теоретических подходов в сравнительном и международном образовании.
  • Применение теоретических концепций и подходов для сравнения систем образования и отдельных феноменов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание базовых терминов, принципов и концепций сравнительного анализа систем образования.
  • Знание основных источников данных для межстранового сравнения образовательных систем, умение ими оперировать и использовать для проведения исследований и подготовки аналитических документов
  • Умение демонстрировать базовые знания прикладных методов исследования в области международного и сравнительного образования
  • Умение демонстрировать знание методологии, современных теорий и подходов в международном и сравнительном образовании.
  • Умение объяснять и сравнивать влияние различных политических, социокультурных и экономических контекстов на систему образования
  • Умение представлять результаты групповой и индивидуальной исследовательской работы как в устной, так и письменной форме профессиональной аудитории
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История, нарративы и границы межстранового сравнительного образования.
  • Методы и данные в сравнительном анализе образовательных систем.
  • Функционализм, образование и модернизация.
  • Конфликт и воспроизводство социальных отношений в образовательных системах.
  • Человеческий капитал и неоклассическая экономическая теория.
  • Результативность, эффективность и производственная функция в образовании.
  • Глобализация и конвергенция образовательных систем, институциональный подход в образовании.
  • Заимствование и трансфер политик, неоколониализм и транзитные образовательные системы
  • Образовательные системы в государствах всеобщего благоденствия.
  • Общественные модели формирования навыков
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Присутствие на занятиях
  • неблокирующий Тест 1
  • неблокирующий Участие в обсуждении на занятиях
    Выступление с кратким критическим обзором прочитанной литературы. Выступление с критическим разбором цитат из текстов. Приведение кейсов и применение к ним изученных концепций. Участие в форматах групповых обсуждений (групповая работа, дебаты, рассмотрение кейсов). Дискуссионные вопросы и конструктивная критика высказываний студентов и лекторов.
  • неблокирующий Презентация
    Групповое (в группах до 4-х человек) или индивидуальное представление (презентация) подхода, концепции, проблемы или конкретных академических текстов по тематике курса. Что необходимо отразить в презентации: - Описание основных идей подхода/концепции. - Развернутый критический комментарий. - Сопоставление с другими подходами и концепциями. - Применение подхода/концепции на конкретных кейсах с использованием эмпирических данных межстрановых сравнений. - Представление вопросов для общей дискуссии.
  • неблокирующий Итоговое эссе
    На выбор: 1) Критический обзор литературы по теме одного из теоретических подходов, рассмотренных в курсе. Пример темы: Концепция пост-колониализма в межстрановом сравнении образовательных систем. Требования: - Объем - не менее 3000 слов. - Минимум 20 источников для обзора. - Текст обзора должен включать: постановку задачи; описание и проблематизацию теоретического подхода; логически выстроенное изложение источников литературы; иллюстрацию подхода на конкретных кейсах и эмпирических данных; критическое заключение; предложения о возможностях использования подхода в будущих исследованиях в сравнительном образовании. 2) Кейс-стади (на заданную тему) с использованием теоретических подходов, изученных в рамках курса и коротким разбором кейсов систем образования в 2-х странах (по выбору студента) Пример темы: Как можно объяснить распространение инициатив превосходства в высшем образовании? Требования: - Объем не менее 3000 слов. - Текст работы должен содержать: краткое введение (постановка и обзор проблемы/вопроса), изложение явления/проблемы в сравнительной перспективе теорий и концепций, рассмотренных в рамках курса, сравнительный анализ явления/проблемы не менее, чем в двух системах образования (с опорой на исследования и данные из открытых источников), заключение (выводы и дискуссия).
  • неблокирующий Тест 2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.075 * Тест 2 + 0.2 * Участие в обсуждении на занятиях + 0.4 * Итоговое эссе + 0.075 * Тест 1 + 0.15 * Презентация + 0.1 * Присутствие на занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Mark Bray, Bob Adamson, & Mark Mason. (2014). Comparative Education Research : Approaches and Methods: Vol. Second edition. Springer.
  • Robert Cowen, & Andreas M. Kazamias. (2009). International Handbook of Comparative Education. Springer.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Martin Carnoy. (2019). Transforming Comparative Education : Fifty Years of Theory Building at Stanford. Stanford University Press.

Авторы

  • Шибанова Екатерина Юрьевна
  • Малиновский Сергей Сергеевич