Магистратура
2022/2023
Медиаменеджмент
Статус:
Курс обязательный (Менеджмент в СМИ)
Направление:
42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Бергер Михаил Львович,
Блинов Алексей Николаевич,
Латышева-Галеева Александра Николаевна,
Селиванов Игорь Андреевич
Прогр. обучения:
Менеджмент в СМИ
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
140
Программа дисциплины
Аннотация
Основной задачей дисциплины «Медиаменеджмент» является подготовка слушателя к принятию креативных и рациональных управленческих решений в ситуациях повседневной деятельности менеджеров медиапредприятий, эффективному расходованию бюджетных ресурсов и анализу финансового состояния компании, результативной работе с творческими и техническими сотрудниками, принятию стратегических решений при управлении медиакомпанией.
Цель освоения дисциплины
- Получение знаний в области проектирования организационных структур медиа и механизмов функционирования СМИ.
- Освоение инструментов стратегической организационной диагностики и использования их при управлении портфелем медиахолдинга.
- Освоение основных методов бюджетирования и финансового анализа, используемых в медиакомпаниях.
- Подготовка студентов к принятию управленческих решений при управлении творческими коллективами, редакциями СМИ, медиакомпаниями и холдингами и т.д.
- Освоение навыков планирования, прогнозирования, распределения обязанностей и ресурсов в управлении региональными медиа.
- Освоение навыка эффективного планирования и разработки нового или усовершенствования существующего медиапроекта в формате MVP (minimum viable product).
- Изучение базовых ценностей и принципов современных систем управления медиапроектами, основанных на методах agile.
Планируемые результаты обучения
- Владеет методиками составления планов и контроля их выполнения
- Владеет навыками написания технических обоснований и концепций
- Дает и воспроизводит определение стратегии
- Обладает общими представлениями об основных стандартах деятельности в своей профессиональной сфере
- Различает различные организационные структуры
- Способен применять различные управленческие стили для управления творческими коллективами и умеет подбирать стили под задачи
- Выделяет проявления командных ролей участников.
- Может объяснить понятие венчурного инвестирования и его место среди других видов инвестиций.
- Называет ключевые особенности методик Agile, внедряет их в работу команды при подготовке домашних заданий.
- Определяет командные роли участников проекта по Р.М. Белбину.
- Проводит тестирование прототипов с представителями целевой аудитории, вносит изменения в прототип по результатам тестов.
- Разрабатывает сценарий (путь пользователя) и прототип дизайна страниц в соответствии с требованиями UX/UI.
- Создаёт кликабельный прототип MVP (minimum viable product) в программах для онлайн-создания прототипов.
- Составляет концепцию проекта, описывает бренд-чемпиона, разрабатывает бизнес-модель по шаблону А. Остервальдера.
- Анализирует примерный объём потенциального рынка.
- Называет ключевые этапы разработки проекта по принципам дизайн-мышления.
- Называет основные стандарты в управлении проектами.
- Называет этапы жизненного цикла стартапа, может объяснить, на каком этапе этого цикла к каким источникам инвестиций стоит обращаться владельцу стартапа.
- Различает водопадный (каскадный) подход в управлении проектами и гибкие (agile) методики.
- Решает задачи по подсчёту юнит-экономики.
- Анализирует каналы и технологии получения информации.
- Использует навыки поиска информации для аналитики из открытых источников.
- Называет основные компетенции медиаменеджера, необходимые для принятия решения.
- Называет основные каналы получения прибыли.
- Формирует позиционирование издания на региональном рынке.
- Описывает преимущества собственного проекта для отстройки от конкурентов.
- Аргументирует свою точку зрения в пользу или против открытия проекта.
- Называет этапы жизненного цикла проекта, объясняет, на каком этапе этого цикла к каким источникам финансирования стоит обращаться.
- Называет ключевые понятия финансов: прибыль, активы, денежные потоки
- Анализирует структуру и виды основных финансовых отчетов: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств
- Формирует основные финансовые отчеты компании
- Рассчитывает дисконтированные денежные потоки для различных проектов
Содержание учебной дисциплины
- История организационных структур в средствах массовой информации и коммуникации.
- Элементы общей теории организаций и их применение в медийной отрасли
- Элементы общей теории финансового менеджмента и их применение в медиаменеджменте.
- Управление группой брендов в медиахолдинге.
- Субъекты собственности и управления медиа-организаций во взаимодействии между собой.
- Нематериальные активы медиа-организаций.
- Рынок контента в медиа-бизнесе.
- Базовые направления медиабизнеса: производство контента, агрегация и дистрибуция.
- Немедийные (не связанные с производством и распространением контента) доходы медиа компаний
- Медиа-отрасль как комплекс взаимосвязанных динамических элементов.
- Процессы слияния и поглощения компаний на рынках.
- Концептуальные основы вещательной политики телеканала.
- Вещательная концепция (программинг) и ее составляющие.
- Телевизионная программа как способ организации контента и достижения максимального контакта с аудиторией.
- Методы планирования вещания и организация работы программной службы канала.
- Управление контентом на уровне его создания.
- Современные способы телевещания и особенности управления и формирования контента: сетевое телевещание, телевидение в Интернете.
- Жизненный цикл медиа-продукта (На примере журнала “Деловой квартал. Казань” 2008-2014 годы)
- Организация мероприятий силами команды регионального СМИ
- Выход на региональный рынок: Франшиза или собственный медиа-проект?
- Понятие проекта и способы его реализации.
- Разработка концепции проекта.
- Создание прототипа.
- Стартапы и венчурное инвестирование.
- Управление отношениями в проекте.
- Бизнес-модели в медиаиндустрии.
- Рекламный бизнес.
- Экономические модели онлайновых СМИ.
- Модели медиахолдингов.
- Понятие риска в финансовом менеджменте.
- Оценка активов организации.
- Общее понятие о финансах предприятия.
- Финансовая отчетность.
- Бюджетирование.
- Финансовый анализ.
- Оценка стоимости бизнеса и инвестиций.
Элементы контроля
- Оценка за блок дисциплины Кожокина М.М.
- Оценка за блок дисциплины Спиридоновой Д.М. и Максимова М.В.
- Оценка за блок дисциплины Кабанец А.Д.
- Оценка за блок дисциплины Максимовой М.И.
- Оценка за блок дисциплины Блинова А.Н.: "Медиаменеджмент: региональный аспект"Формула оценивания: 0.10 - Посещаемость; 0.10 - Задание на семинаре 1; 0.10 - Задание на семинаре 2; 0.10 - Задание на семинаре 3; 0.10 - Задание на семинаре 4; 0.10 - Задание на семинаре 5; 0.10 - Задание на семинаре 6; 0.10 - Задание на семинаре 7; 0.20 - Домашняя работа (итоговый проект). Задания оцениваются по 10-балльной системе. Далее оценка умножается на ее вес и получается оценка за задание. Итоговая оценка складывается из сумм оценок по каждому заданию, посещаемости и выполнению домашних заданий. Итоговая оценка округляется по следующим правилам: До 0,6 включительно – в меньшую сторону. От 0,7 и выше – в большую сторону.
- Оценка за блок дисциплины Латышевой-Галеевой А.Н.: "Управление медиапроектами"Формула оценивания: 0.260 - Активность на семинарах; 0.180 - Текущие презентации; 0.180 - Эссе; 0.180 - Письменная контрольная работа; 0.200 - Экзамен. Итоговая оценка округляется по следующим правилам: До 0,6 включительно – в меньшую сторону. От 0,7 и выше – в большую сторону.
- Оценка за блок дисциплины Бергера М.Л.: "Управление медиахолдингом"Формула оценивания: 0.2 - Посещаемость; 0.3 - Активность на занятиях; 0.5 - Решение кейса/написание эссе. Итоговая оценка округляется по следующим правилам: До 0,6 включительно – в меньшую сторону. От 0,7 и выше – в большую сторону.
- ПосещаемостьБлок дисциплины Селиванова И.А. "Финансовая политика медиапредприятия"
- Домашнее задание №1Блок дисциплины Селиванова И.А. "Финансовая политика медиапредприятия"
- Домашнее задание №2Блок дисциплины Селиванова И.А. "Финансовая политика медиапредприятия"
- Домашнее задание №3Блок дисциплины Селиванова И.А. "Финансовая политика медиапредприятия"
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.54 * Оценка за блок дисциплины Спиридоновой Д.М. и Максимова М.В. + 0.17 * Оценка за блок дисциплины Кабанец А.Д. + 0.17 * Оценка за блок дисциплины Кожокина М.М. + 0.12 * Оценка за блок дисциплины Максимовой М.И.
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.25 * Оценка за блок дисциплины Блинова А.Н.: "Медиаменеджмент: региональный аспект" + 0.25 * Оценка за блок дисциплины Бергера М.Л.: "Управление медиахолдингом" + 0.5 * Оценка за блок дисциплины Латышевой-Галеевой А.Н.: "Управление медиапроектами"
- 2022/2023 учебный год 3 модуль0.3 * Домашнее задание №2 + 0.3 * Домашнее задание №3 + 0.1 * Посещаемость + 0.3 * Домашнее задание №1
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 9133 - Г.Кеннеди - Договориться можно обо всем! Как добиваться максимума в любых переговорах - 9785961443622 - Alpina - Альпина Паблишер - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/9133
- Impact Mapping. Как повысить эффективность программных продуктов и проектов по их разработке: Практическое руководство / Аджич Г. - М.:Альпина Паблишер, 2017. - 86 с.: 60x90 1/8 (Обложка) ISBN 978-5-9614-6448-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003514
- Деловые финансы, Джонс, Э., 1998
- Денежное обращение. Кредит. Финансы : теория и российская практика: учеб. пособие, Галицкая, С. В., 2002
- Кириллова, Н. Б. Медиакультура и основы медиаменеджмента : учебное пособие / Н. Б. Кириллова. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 184 с. — ISBN 978-5-9765-2639-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/102610 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Управление финансами (Финансы предприятий): Учебник / А.А. Володин, Н.Ф. Самсонов, Л.А. Бурмистрова и др. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 504 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 5-16-001820-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/79001
- Финансы для нефинансистов, Ярухина, Л., 2022
- Финансы для нефинансовых менеджеров: Учебное пособие / Карлик М.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 400 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-009214-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/427479
- Финансы организаций (предприятий): Учебник / М.Г. Лапуста, Т.Ю. Мазурина, Л.Г. Скамай. - Изд. испр. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 575 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-002926-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/324884
Рекомендуемая дополнительная литература
- Project Management Institute Project Management Institute. (2021). A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide) – Seventh Edition and The Standard for Project Management (RUSSIAN): Vol. Седьмое издание. Project Management Institute.
- Вартанова, Е. Л. (2018). From the Theories of Press to the Models of Mass Media: Considering the History of the Genesis of Comparative Studies on Media Systems Abroad ; От теорий прессы – к моделям СМИ: к истории возникновения сравнительного изучения медиасистем за рубежом. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ECB1AE4A
- Зельдович, Б. З. Медиаменеджмент : учебник для вузов / Б. З. Зельдович. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11729-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446025 (дата обращения: 28.08.2023).
- Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг: Учебное пособие / Остервальдер А., Пинье И., Бернарда Г. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 312 с.: ISBN 978-5-9614-4907-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923404
- Савчук, В. П. Стратегия + Финансы: базовые знания для руководителей : учебное пособие / В. П. Савчук. — 4-е изд. — Москва : Лаборатория знаний, 2020. — 305 с. — ISBN 978-5-00101-804-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/135530 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Финансы бюджетных организаций : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» / под ред. Г.Б. Поляка. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 463 с. - ISBN 978-5-238-02088-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1027343 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1027343
- Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 608 с. - ISBN 978-5-238-00517-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028884
- Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э., - 9-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 301 с.: ISBN 978-5-9614-5607-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/926931